Понятие и принципы российского гражданства.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и принципы российского гражданства.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что гражданство является основным элементом правового статуса человека. Наличие гражданства является началом взаимоотношений государства и личности, а также является необходимым условием для приобретения прав, свобод и обязанностей, которые закрепляются за человеком, обеспечивая защиту государством, независимо от местонахождения лица. Получение гражданства наделяет лицо полной правосубъектностью.

Статус гражданина дает гарантию предоставления политических прав, а также возможность получить доступ к государственной службе. Гражданин имеет право свободного выезда за пределы страны и возвращения на родину.

Наличие гражданства влечет за собой соблюдение взаимных обязательств между государством и человеком. Данные обязательства не прекращают свое действие во время проживания гражданина за пределами страны или продолжительного отсутствия на ее территории. В свою очередь власть государства распространяется на иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства только в том случае, если они пребывают на территории этого государства. Данные отношения являются формальными и не являются основанием для взаимных обязательств.

Закон о гражданстве регулирует условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Данным законом закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, а также регламентируется производство по делам о гражданстве. Согласно закону о гражданстве, установлен порядок исполнения и обжалования решений по делам гражданства.

Предметом исследования данной курсовой работы являются гражданско-правовые взаимоотношения, которые возникают между государством и его гражданами по вопросам, касающимся гражданства.

Объект исследования представляет собой элементы института гражданства, такие как понятие и принципы гражданства, условия и порядок приобретения либо прекращение гражданства в Российской Федерации.

Цель исследования заключается в раскрытии механизма реализации института гражданства в международно-правовых актах и новейшем российском законодательстве, которое основано на положениях Конституции Российской Федерации.

Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать понятия и принципы гражданства;
  • детально изучить основания приобретения, прекращения и отказ от гражданства;
  • рассмотреть порядок решения дел о гражданстве;
  • проанализировать деятельность органов Российской Федерации, ведающих делами о гражданстве.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе изучаются понятие и принципы гражданства Российской Федерации, во второй главе рассматриваются основания приобретения, прекращения и отказ от гражданства, а в третьей главе изучается деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов гражданства Российской Федерации.

Схема 7. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа — не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

1) защита основ конституционного строя;

2) защита нравственности;

3) защита здоровья других лиц;

4) защита прав и законных интересов других лиц;

5) обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Основном Законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т. е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).

Российская Федерация состоит исключительно из субъектов федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т. п.); различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т. п.) субъектами федерации не являются.

Состав Российской Федерации конституционно закреплен в ч. 1 ст. 65 Основного Закона, в которой поименованы все 89 ее субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Однако конституционно установленный состав федерации в России может быть изменен, и Конституция РФ предусматривает возможность такого изменения: а) в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации (возможность сецессии, т. е. выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации Конституция РФ в прямой постановке не допускает); б) в рамках существующих границ. В первом случае речь идет о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65). Изменение же состава Российской Федерации в существующих границах возможно в силу двух обстоятельств:

1) в связи с образованием в составе России нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65);

2) в связи с изменением статуса каким-либо субъектом. В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ независимо от принадлежности к тому или иному виду равноправны, однако Основной Закон прямо предусматривает возможность изменения субъектом РФ своего статуса (ч. 5 ст. 66), следовательно, изменение статуса субъектом РФ влечет и изменение состава Российской Федерации при прежнем количественном наборе субъектов РФ.

Условия и процедура всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принят Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ. В целях исключения правового вакуума соответствующий механизм должен быть закреплен, хотя возможность принятия в Российскую Федерацию нового субъекта представляется в целом гипотетической (схема 9). В то же время полностью исключать подобную ситуацию нельзя: интеграционные процессы с Беларусью, в частности, порождают в том числе предложение об объединении России и Беларуси в одно государство путем постепенного включения в состав России белорусских областей, начиная с восточных; высказывались просьбы, находящие поддержку среди ряда российских политиков, о присоединении к России Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Крыма и т. д.

Что такое гражданство

Положение любого человека в любой стране определяется гражданством. Под этим понятием понимают правовое положение отдельно взятого человека. Отдельное лицо возлагает на себя определенные обязанности, которые установлены законом на конкретной территории. Он трудится и тем самым приумножает богатство страны, платит налоги, а взамен всего этого получает гарантию безопасности, как в физическом, так и в психологическом плане. Помимо этого он может пользоваться правами, законодательно установленными в конкретном государстве. Если лицо находится за пределами своего государства, он также находится под защитой своей страны от неправомерных действий того государства, в котором он находится. Действует такое правило в соответствии с международными, либо двусторонними соглашениями.

Важно! Понятие российского гражданства раскрывается в Конституции РФ и законе №62-ФЗ «О гражданстве РФ», принятом в 2002 году. На основании этих документов под гражданством понимают взаимную устойчивую связь между физическим лицом и РФ. Каждый из субъектов имеет перед государством определенный долг, а взамен пользуется правами.

Право на российскую принадлежность

Каждый человек, согласный жить по правилам и законам, действующим в пределах РФ, вправе получить статус российского гражданина. При этом для облегчения процесса получения такого статуса у него должно быть «прозрачное» прошлое, а также верная информация в предоставленных им сведениях. Помимо этого потребуется проживание в стране определенного периода времени. Такие требования закреплены в российском законодательстве. Приоритетным положением в получении гражданства пользуются наши соотечественники, которые решили вернуться на свою историческую родину. Такие граждане получают российское гражданство по упрощенному порядку и за достаточно короткий промежуток времени. Упрощенный способ получения гражданства доступен также для высококвалифицированных специалистов. Если по общему порядку получение гражданства возможно только после проживания в стране как минимум 5 лет подряд, то при упрощенном способе эта возможность появляется уже через 3 года, а иногда и через год. Например, при заключении законного брака с гражданином РФ иностранное лицо уже через 3 года совместной жизни может подать документы на российское гражданство.

К основаниям для получения гражданства относят:

  • Рождение в России;
  • Добровольное желание иностранного лица;
  • Восстановление гражданского статуса;
  • Брак с гражданином РФ;
  • Иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Понятие, сущность, признаки и принципы российского гражданства

Введение

Вполне очевидно, правовое положение лица, проживающего в стране, зависит, прежде всего, от того, является ли оно гражданином данной страны. Как известно, в любой стране, наряду с гражданами, составляющими подавляющее большинство ее населения, проживают или временно пребывают и не граждане, иностранцы (граждане другого государства), лица без гражданства (апатриды, аполиды), беженцы (лица, не имеющие гражданства страны пребывания) и др. Но только граждане данной страны обладают возможностью в полном объеме реализовать права и свободы личности и в то же время, выполнять гражданские обязанности. Поэтому важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именно гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее взаимоотношений с государством.

Гражданство – неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства, на соответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данного государства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно на территории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иное лицо не только становится обладателем определенной совокупности субъективных прав, но и получает возможность принимать участие в управлении делами участие в управлении делами соответствующего общества и государства.

Читайте также:  Ипотека при разводе: как делить имущество

История показывает, что по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения – индивидуальные и групповые, а так же браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблему приобретения и изменения гражданства, весьма актуальную не только для многонациональной Российской Федерации, но и для практики международных отношений. Поэтому законодательство об иммиграции и гражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты, и значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права (например, по соглашениям, заключенными между государствами). В то же время основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, изменения и утраты гражданства и другие – соответствующими подзаконными актами.

Объектом исследования данной работы являются гражданско-правовые взаимоотношения, возникающие между государством и гражданами, по вопросам гражданства.

Предметом исследования являются элементы института гражданства – понятие гражданства и его принципы, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ, полномочные органы, владеющие делами о гражданстве РФ и их полномочия.

Целью данной работы является раскрытие механизма реализации института гражданства в новейшем законодательстве РФ, основанном на положениях Конституции РФ.

Исходя из цели мы ставим перед собой следующие задачи: изучить нормативный материал и литературу по данной теме; рассмотреть понятие и принципы гражданства РФ; рассмотреть порядок приобретения гражданства РФ; рассмотреть прекращение гражданства РФ; рассмотреть государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве и в заключении сделать вывод.

Как отказаться от гражданства

Права на выход из гражданства страны не имеют люди, у которых согласно ст. 20 ФЗ 62 есть:

  • долги перед Россией, в том числе налоговая задолженность;
  • имеется уголовная ответственность, а также ведется судебный процесс с участием данного лица;
  • отсутствует подданство другой страны или правоустанавливающие документы, которые гарантируют получение зарубежного подданства в кратчайшие сроки.

Остальные лица могут без труда отказаться от подданства России. Для этого необходимо собрать пакет документов:

  • заявление;
  • правоустанавливающий документ о подданстве другой страны;
  • военный билет;
  • справка об отсутствии долгов по налогам;
  • оплата государственной пошлины в размере 3,5 тыс. руб. (на 2018 год);
  • паспорт;
  • 3 фото установленного размера 3 на 4 см.

Далее следует передать бумаги в МВД. Решение будет принято в течение года.

Таким образом, конституционный строй страны предполагает открытие границ для всех законопослушных граждан, которые решили выбрать для постоянного проживания Россию. Осуществить регистрацию может каждый иностранец при предоставлении законодательно установленного пакета документов в миграционную службу.

Конституционные принципы российского гражданства и сущности, что они означают

Многие иностранцы, в частности жители СНГ, интересуются, как получить гражданство России. Россияне же, в свою очередь, должны знать основные конституционные принципы гражданства, которые описаны в главном законе страны – Конституции от 12 декабря 1993 г. Это важно для глубинного понимания своего правового статуса.

С постепенным развитием нашей страны после распада СССР институт национальной гражданственности претерпел заметные изменения: закон №1948-1 от 28 ноября 1991 г. эволюционировал в ФЗ № 62 «О гражданстве».

Именно в этом документе от 31 мая 2002 были установлены ужесточенные нормы, принципы и правила приобретения статуса. Сегодня данный закон действует с правками от 11.11.2003 г.

, которые предусматривают упрощенный правовой механизм приобретения статуса россиянина жителям СНГ.

Принципы гражданства РФ

Состав основных принципов гражданства РФ указан в статье 4 ФЗ «О гражданстве РФ». В законе сказано, что принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы данной сферы, не должны иметь положения, ограничивающие права лица по признакам расовой, национальной, социальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция и ФЗ «О гражданстве РФ» формируют общие основы, которые закладывают сущностные принципы данных отношений. Выделяют следующие основные принципы гражданства РФ.

Во-первых, гражданство России является единым (принцип единства). По причине федеративного устройства России данный принцип крайне важен, и поэтому закреплен в Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве представляет собой необходимое условие для сохранения суверенитета и целостности.

Во-вторых, гражданство РФ является равным вне зависимости от оснований его приобретения (принцип равенства). Закон не предусматривает каких-либо особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: по рождению, в связи с принятием либо восстановлением в нём и т.д.

В-третьих, гражданство РФ обладает открытым и свободным характером (принцип открытости). Данный принцип выражается в том, что согласно Закону РФ каждый человек имеет право на получение гражданства и на его изменение.

В-четвертых, гражданин РФ не может быть лишен гражданства (принцип взаимности). Запрет в Конституции и в ФЗ «О гражданстве РФ» на лишение человека гражданства вытекает из двусторонней связи между человеком и государством, что предполагает разрыв данной связи только при взаимном согласии.

В-пятых, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства). Подобная возможность предоставляется согласно федеральному закону или международному договору России.

Согласно данному принципу приобретение гражданином РФ иного гражданства не приводит к прекращению его российского подданства. Граждане РФ при наличии иного подданства не могут по этой причине быть ущемлены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, которая связана с подданством РФ.

В-шестых, законодательство России содержит принципа сохранения гражданства РФ для лиц, которые проживают за её пределами. Данный принцип происходит из естественного права человека на выбор места жительства, свободный выезд за пределы России и беспрепятственный возврат в страну.

В-седьмых, гражданство РФ базируется на принципе отрицании автоматического его изменения при заключении либо расторжении брака гражданином России с иностранцем или лицом без подданства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Данный принцип раскрывает его сущность как индивидуальной связи человека с государством.

В-восьмых, Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Этот принцип отражен в Конституции и ФЗ «О гражданстве РФ».

Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и их должностные лица обязаны способствовать гражданам РФ в обеспечении возможности пользоваться всеми законными правами и защищать их.

Согласно Конституции гражданин РФ не может быть выслан за её пределы либо выдан другому государству. За преступления, которые совершены гражданином России на территории других государств, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ.

Правила получения и смены гражданства недееспособных лиц в РФ

Недееспособные лица, включая несовершеннолетних детей, имеют право на получение российского гражданства. Разница заключается лишь в оформлении, так как документы подает родитель или опекун. Если ребенку уже исполнилось 14 лет (но нет 18), он имеет право оформить заявление на получение гражданства самостоятельно. После составления оно должно быть оформлено нотариально.

Если дело касается малолетних детей, то пакет основных документов остается стандартным. Но миграционной службе потребуются также личные документы родителей или опекуна. Смена гражданства несовершеннолетнего лица происходит вследствие смены гражданства родителями. Дети старше 14 лет обязаны предоставить письменное согласие.

Недееспособные несовершеннолетние лица также оформляют гражданство через представителя – опекуна. Помимо основных бумаг, требуется также постановление суда о признании лица недееспособным. Если человек состоит на учете в соответствующем учреждении (психдиспансере и т. д.), нужно заранее оформить подтверждающий этот факт документ.

После подачи бумаг ответа нужно ждать не менее 6 месяцев. На протяжении этого времени сотрудники миграционной службы проверят предоставленную информацию. Ответ заявителю будет направлен в течение месяца после окончания этого срока. Недееспособные совершеннолетние лица не могут самостоятельно принимать решение о смене гражданства, поэтому за них при необходимости все решает опекун.

Закон о получении гражданства РФ в упрощенном порядке

Законодательное регулирование процедуры оформления гражданства подразумевает возможность использования упрощенной схемы. Нововведение доступно для следующих категорий лиц:

  • если человек ранее проживал на территории СССР и России;
  • один из родителей (или оба) имели гражданство РФ;
  • заявитель состоит в браке с гражданином России;
  • беженцы и переселенцы;
  • те, кто оформляет гражданство по программе возврата соотечественников.

Окончательная процедура зависит от статуса заявителя. К примеру, если используется программа переселения соотечественников (с 2007 года), то человеку не нужно подтверждать знание языка. Кроме того, ему не нужно:

  • оформлять вид на жительство (достаточно РВП);
  • подтверждать доход.

Как только миграционная служба выдаст РВП, можно подавать документы на оформление гражданства. Из этого следует, что проще и быстрее оформить гражданство тем, кто хорошо знает русский язык. Причем статус носителя русского языка (НРЯ) может получить не только соотечественник, но и иностранец, свободно владеющий языком (к примеру, украинец или белорус). Что касается родства, то ему достаточно доказать любое дальнее родство с гражданином РФ или СССР.

Под свободным владением языком при этом подразумевается возможность человека без проблем изъясняться на этом языке, решать вопросы не только на бытовом уровне, но и в более сложных ситуациях. Если НРЯ не является соотечественником, ему все же придется сдавать экзамен по русскому языку.

К носителям языка на данный момент нередко приравнивают жителей Донецкой и Луганской областей. Как русскоязычные лица, имеющие статус переселенцев, они могут получить российский паспорт по упрощенной системе. Отзывы на это нововведение чаще всего положительные, так как у переселенцев нет необходимости в длительном проживании на территории страны по РВП.

Гражданство Российской Федерации

В 6 и 62 статье Конституции РФ и 4 ст. Закона о гражданстве установлены принципы гражданства РФ.

Конституция гласит, что гражданство нашей страны может приобретаться и прекращаться в соответствии с федеральным законодательством. Это значит, что ни один из видов нормативных правовых актов, в первую очередь, Указ Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъекта РФ, не способны содержать условия приобретения и прекращения гражданства в нашей стране.

Гражданство в Российской Федерации соответствует принципу единства, который по концепции Конституции РФ и действующему законодательству о гражданстве обладает абсолютным значением. При этом субъекты РФ не вправе вводить собственное гражданство. Наравне с государственным суверенитетом РФ, гражданство в нашем государстве неделимо и едино. Единое гражданство может быть не единым, например, для лиц, которые наделены двойным или множественным гражданством.

В РФ гражданство можно считать равным, вне зависимости от основ его приобретения. Подобный принцип характеризуется тем, что права и обязанности граждан не зависят от основания и момента приобретения. Норма, которая гласит, что гражданство является равным для любого российского гражданина, независимо от основ его приобретения, впервые была озвучена в 1978 году в 1 статье союзного Закона о гражданстве СССР.

В некоторых зарубежных государствах, как раньше, так и до сих пор, права человека ставятся в прямую зависимость от того, каким образом и когда человек приобрел его.

Пример 2

В 1952 году Закон об иммиграции и гражданстве США в статье 308 установил круг лиц, являющихся гражданами в соответствии с рождением, но не являющимися гражданами США с вытекающими из этого правовыми последствиями. В их число включены коренные жители «свободно присоединенных территорий». Законы этого государства исходят из различий в правовом положении некоренных и коренных граждан.

В некоторых государствах, включая демократические, натурализованные граждане не вправе формировать политические партии. Также они не могут на протяжении долгого времени (обычно десять лет) вступить в партии.

Любой гражданин РФ в пределах ее территорий обладает всеми правами и свободами. Он несет равные обязанности, которые предусматривает Конституция РФ. Что касается субъектов РФ, то ее граждане также наделены равными и одинаковыми правами.

В нашем государстве принципы гражданства и правила, которые регулируют проблемы гражданства России, не должны содержать положений, которые могут тем или иным образом ограничить права граждан по определенным признакам принадлежности, включая социальную, расовую, национальную, языковую или религиозную.

Проживание граждан РФ за пределами ее территории не способно прекратить их гражданства в ней. Для страны потребность в специальном законодательном гарантировании принципа сохранения гражданства за теми, кто проживает за ее пределами, характеризуется историческими событиями. В период СССР работала практика, в соответствии с которой выезд за рубеж мог являться основанием для прекращения гражданства.

Пример 3

К примеру, в 1967 году Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из Советского Союза в Израиль». Такие люди считались лицами, выбывшими из гражданства со времени их выезда из страны. Современный Закон о гражданстве особенно выделяет недопустимость подобного положения для граждан.

Еще один принцип — сохранение гражданства за теми, кто проживает за пределами страны. Он находится в соответствии с общей идеологией статьи 27 Конституции РФ. В соответствии с положениями этой статьи гражданин РФ вправе осуществлять свободный выезд за пределы РФ и без препятствий возвращаться в нее. Развитие мирового сотрудничества и связей приводит в современном мире к существенному увеличению количества граждан, которые выезжают из государства по различным основаниям (командировка, контракт, туризм, замужество и др.). Есть граждане, которые в силу разных причин живут на постоянной основе в другом государстве. Особенно это касается стран СНГ. Такие граждане сохраняют за собой российское гражданство.

Замечание 4

Закон также установил принцип, который не допускает лишения гражданства или права изменения гражданства РФ. Подобное положение содержится в Конституции и Законе о гражданстве, что соответствует Всеобщей декларации прав человека ООН (статья 15).

Принцип дает гарантию на получение гражданства, свободное осуществление своих прав и свобод, исключая страх потери гражданства, которое, например, может наступить за инакомыслие или долгое проживание за рубежом. По таким причинам ранее лишали гражданства в Советском Союзе. Также происходила высылка людей за пределы государства, а некоторые граждане (группы граждан) в течение всей истории развития СССР подвергались репрессиям.

В своей основе гражданство РФ имеет также принцип отрицания его автоматического изменения в случае заключении или расторжении брака. Это предусмотрено для брака с лицом, которое не имеет гражданства России, а также для случаев изменения гражданства другим супругом. В ситуации, когда происходит расторжение брака, не должно меняться гражданство детей, которые были рождены в этом браке или были усыновлены (удочерены). С помощью этих правила отражается суть гражданства в качестве индивидуальной, персональной связи человека и государства. Они предполагают недопустимость автоматически прекратить гражданство без изъявления воли человека. Данные правила имеют в основе идею стабильности гражданства, стремление обеспечения для человека возможности сохранить его.

Право изменять гражданство предполагает, что устойчивый характер связи между лицом и государством, который характерен для рассматриваемого института, отрицает насилие и принуждение в удержании человека в рамках гражданства. Любой человек вправе прекратить свое гражданство в одной стране и стать гражданином другой.

Для Российской Федерации предусмотрен принцип, который не допускает высылку граждан РФ за ее пределы, как и выдачу гражданина нашей страны другому государству. Подобный запрет рассматривается конституционно, Законом о гражданстве и УК РФ (ч. 1 ст. 13). По положениям данных законов российские граждане, которые совершили преступное деяние за рубежом, не должны подлежать выдаче. Это не значит, что преступники освобождаются от уголовной ответственности в этом случае. Российские правоохранительные органы должны осуществить возбуждение уголовного преследования против своего гражданина, который подозревается в совершении преступного действия на территории другой страны и вернулся на родину. В этом случае человек будет наказан и понесет уголовную ответственность по законам своего государства.

Замечание 5

Принцип выражает степень ответственности человека перед своей страной, потребность в обеспечении гарантий защиты, которые предусмотрены в его государстве в ходе уголовного процесса.

Ранее действовавшее законодательство рассматривало возможность выдавать граждан другим странам на основе закона или международных договоров. Современные законы уточняют, что граждане РФ ни в коем случае не выдаются иностранным государствам, но наказываются в пределах своей страны.

Рассматриваемый запрет на выдачу относится к нормам, которые призваны обеспечивать защиту конституционных прав и свобод. Другие страны также закрепляют невыдачу своих граждан другим странам с помощью соответствующих соглашений и норм (Европейская конвенция о выдаче, Минская Конвенция о правовой помощи и отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, договора между РФ и КНР о выдаче, двусторонние соглашения между странами и др.

Читайте также:  О применении стандартных вычетов на детей с 1 января 2023 г.

Наша страна предусматривает существование двойного гражданства. Конституция РФ гласит (статья 62), что гражданин РФ может быть наделен гражданством иностранной страны (то есть двойным гражданством) в зависимости от федерального закона или международного договора РФ.

Определение 3

Множественное или двойное гражданство представляет собой особенное политическое и правовое состояние лица, в соответствии с которым оно в одно время наделено гражданством двух или более зарубежных стран.

Понятие «двойное гражданство» на международном уровне закрепляет Европейская конвенция о гражданстве, принятая в ноябре 1997 года. Оно тождественно понятию «множественное гражданство», которое означает существование у одного человека гражданства двух и более стран.

Такое гражданство возникает по нескольким причинам: существование различных подходов между положениями законов, касающихся порядка приобретения и утраты гражданства тех государств, на гражданство которых претендует физическое лицо. Еще один случай, когда женщине при вступлении в брак с иностранным гражданином законодательство государства супруга автоматическим образом может предоставить гражданство мужа, при этом после этого отечественный закон не лишает ее своего гражданства. Причина двойного гражданства может заключаться также в территориальных изменениях, которые влекут за собой изменение юрисдикции стран, поток беженцев и миграцию населения.

По отношению к двойному гражданству есть множество подходов. Так, возможность получения двойного гражданства признает с 1992 года Италия, с 1998 года Германия. Испания оговаривает возможность приобрести двойное гражданство в иберо-американских государствах, в странах, которые имели или имеют особенные связи с ней. В Японии человек, который получает такое гражданство в момент рождения или по достижению двадцати лет, должен выбрать только единственное из них до 21 года.

Участники совета Европы в 1960-е годы приняли соглашение о том, что двойное гражданство не желательно и его нужно избегать любым способом. Если обратиться к Конвенции о сокращении случаев многогражданства и воинской повинности в случаях многогражданства, то утратить прежнее гражданство могут совершеннолетние граждане стран-членов, которые в соответствии со свободой волеизъявления приобрели гражданство другой страны-участницы. Наряду с этим некоторые европейские страны не проводят жесткую политику, которая способна ликвидировать двойное гражданство при учете роста мобильности граждан и развития миграционных процессов.

Наша страна, рассматривая вопросы об отношении к такому гражданству, претерпевает эволюцию. В Советском Союзе не признавалось двойное гражданство, по этой причине в Законе о гражданстве СССР эти вопросы вообще не были освещены. Подобной позиции придерживались и другие страны в соответствии с рядом специальных международных соглашений (конвенций), которые СССР заключил со многими социалистическими государствами, включая Болгарию, Венгрию, Албанию, КНДР, МНР, Румынию, Югославию, Польшу, Чехословакию.

Замечание 7

Первоначально наша страна признала возможность двойного гражданства, когда в 1993 году была принята Конституция РФ, точно фиксирующая возможность двойного гражданства для российских граждан. Она произвела расширение условий его приобретения, что стало возможно не только на основе международных договоров РФ, но и по соответствующему федеральному закону.

Двойное гражданство возникает в нашей стране по тем основаниям, которые предусматривает Европейская конвенция о гражданстве в статье 14. Она предусматривает приобретение двойного гражданства детьми, которые уже обладают гражданством нескольких стран и получают двойное гражданство автоматическим образом при рождении. Также гражданин РФ вправе получать двойное гражданство, вступая в брак с иностранцем, а также другими способами, которые предусматривают положения Конституции РФ и Закона о гражданстве.

Замечание 8

Признание двойного гражданства происходит в качестве исключительного случая, при этом оно не рассчитано на массовое использование. Говоря по-другому, Россия дает возможность на наличие двойного гражданства, оставляя решение этого вопроса в полной мере на усмотрение граждан.

Весной 2014 года была введена уголовная ответственность, которая наступает за сокрытие гражданами РФ второго гражданства, при этом в Закон о гражданстве были внесены соответствующие поправки, которые обязывают граждан РФ, имеющих еще и другое гражданство, в течение шестидесяти дней с момента его приобретения уведомить территориальный орган ФМС РФ в письменной форме.

Если у гражданина Российской Федерации есть гражданство зарубежной страны, то это не должно уменьшать его прав и свобод, как и не освобождает его от обязанностей, которые предусматривает российское гражданство.

Еще в Древнем Риме гражданство считалось знаком особого достоинства (гражданин Рима), дававшее право активно участвовать в политических делах. Понятие «гражданин» появляется в период буржуазных революций для обозначения лиц, уполномоченных осуществлять народный суверенитет и быть лояльными по отношению к своему государству.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных нрав, обязанностей и ответственности.

Гражданство как конституционно-правовой институт представляет совокупность конституционных и иных норм, регулирующих принципы гражданства, основания и порядок его приобретения и утраты. Этот институт составляют нормы Конституции РФ, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что гражданство является основным элементом правового статуса человека. Наличие гражданства является началом взаимоотношений государства и личности, а также является необходимым условием для приобретения прав, свобод и обязанностей, которые закрепляются за человеком, обеспечивая защиту государством, независимо от местонахождения лица. Получение гражданства наделяет лицо полной правосубъектностью.

Статус гражданина дает гарантию предоставления политических прав, а также возможность получить доступ к государственной службе. Гражданин имеет право свободного выезда за пределы страны и возвращения на родину.

Наличие гражданства влечет за собой соблюдение взаимных обязательств между государством и человеком. Данные обязательства не прекращают свое действие во время проживания гражданина за пределами страны или продолжительного отсутствия на ее территории. В свою очередь власть государства распространяется на иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства только в том случае, если они пребывают на территории этого государства. Данные отношения являются формальными и не являются основанием для взаимных обязательств.

Закон о гражданстве регулирует условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Данным законом закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, а также регламентируется производство по делам о гражданстве. Согласно закону о гражданстве, установлен порядок исполнения и обжалования решений по делам гражданства.

Предметом исследования данной курсовой работы являются гражданско-правовые взаимоотношения, которые возникают между государством и его гражданами по вопросам, касающимся гражданства.

Объект исследования представляет собой элементы института гражданства, такие как понятие и принципы гражданства, условия и порядок приобретения либо прекращение гражданства в Российской Федерации.

Цель исследования заключается в раскрытии механизма реализации института гражданства в международно-правовых актах и новейшем российском законодательстве, которое основано на положениях Конституции Российской Федерации.

Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать понятия и принципы гражданства;
  • детально изучить основания приобретения, прекращения и отказ от гражданства;
  • рассмотреть порядок решения дел о гражданстве;
  • проанализировать деятельность органов Российской Федерации, ведающих делами о гражданстве.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе изучаются понятие и принципы гражданства Российской Федерации, во второй главе рассматриваются основания приобретения, прекращения и отказ от гражданства, а в третьей главе изучается деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов гражданства Российской Федерации.

В юридической литературе принципы государства охарактеризованы как наиболее важные и правящие основы. До того как были приняты Конституции СССР в 1936 году и Закона о гражданстве СССР в 1938 году система принципов гражданства практически не разрабатывалась. Согласно научным работам в этот период принципом гражданства являлся социально – классовый аспект.

В 60-е годы началось совокупное изучение и разработка системы принципов гражданства. Златопольский Д.Л. и Русинова С.И. были одними из первых, кто проводил исследования в этой области, изучая проблемы национально – государственного устройства во взаимодействии с институтом государства и соотношением его принципов с суверенитетом государства.

В конституции Российской Федерации и Законе о гражданстве установлены общие основы, в которых определены первостепенные черты отношений гражданства, среди которых можно выделить:[3]

1. Принципы гражданства Российской Федерации и принципы, регулирующие вопросы гражданства в России, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В ч. 1, ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62 – ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» установлен запрет на ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Производную этого запрета можно увидеть в ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации. Ч. 2 ст. 19 этой же Конституции гласит о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям. Запрещены любые ограничения прав граждан по признакам расовой, социальной, языковой, национальной или религиозной принадлежности. Этот запрет установлен и нормами международного права.

2. В Российской Федерации гражданство является единым и в связи с федеративным устройством государства этот принцип интерпретируется, как один из главных и закреплен в ст. 6 Конституции Российской Федерации. В Федеративном государстве единое гражданство является необходимым условием его суверенитета и сохранения единства.

3. В Российской Федерации гражданство является равным, независимо от оснований его приобретения. Согласно российскому законодательству ни время приобретения, ни различия оснований приобретения гражданства, такие как рождение, усыновление, приобретение гражданства, либо его восстановление не влияют на правовой статус лиц, которые стали гражданами страны.

Принцип единого и равного гражданства, независимо от оснований его приобретения закреплен в ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Этот принцип является основой национально – государственного устройства России, в составе которой находится 21 республика в качестве субъектов Российской Федерации. Согласно этому принципу, зафиксированному в ст. 6 Конституции Российской Федерации, любой гражданин республики, входящей в состав России также является гражданином Российской Федерации. Данный принцип означает, что граждане Российской Федерации, которые на постоянной основе проживают в пределах территории своей республики, входящей в состав России, являются одновременно и гражданами республики. В результате прекращения гражданства Российской Федерации, прекращается и гражданство республики. Целостность и независимость Российской Федерации как многонационального государства определяет именно принцип единства и равенства гражданства.

Под равенством гражданства подразумевается идентичный комплекс конституционных прав и обязанностей всех граждан России, независимо от основания и давности приобретения гражданства. В качестве примера можно привести ребенка, родившегося на территории Российской Федерации, оба родителя которого имеют гражданство России и иностранного гражданина, получившего российское гражданство в результате особых заслуг перед Российской Федерацией. В обеих ситуациях гражданство будет иметь одинаковый правовой статус. Граждане различных субъектов Российской Федерации имеют также равные права и обязанности, независимо от срока давности приобретения гражданства.

4. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер.

Такая форма приобретения гражданства как прием в гражданство, который осуществляется на доступных основаниях для человека, носит свободный и открытый характер. Согласно международным документам о правах человека, которые призывают все государства к сокращению количества лиц, не имеющих гражданство, Россия занимает активную позицию в решении этого вопроса. В ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» указано, что лицо без гражданства – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и не имеет доказательств наличия гражданства какой – либо другой страны.

Однако, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане, а также лица без гражданства имеют такие же права и обязанности, как и граждане Российской Федерации, если другое не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.[4]

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» государством поощряется приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, которые проживают на территории России и не запрещает им приобретение гражданства другого государства. На основании ст. 12 Фед��рального закона «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, родившийся на территории России, родитель которого является лицом без гражданства, является гражданином Российской Федерации. Учитывая свободный характер гражданства, согласно Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», каждый гражданин имеет абсолютное право на изменение гражданства, несмотря на тесную связь между гражданином и государством. Также, отсутствует принудительное удержание лица в гражданстве. В противном случае это считалось бы ущемлением прав и свобод гражданина.

5. Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами.
Проживание гражданина России за пределами страны является бессрочным и не несет за собой утрату гражданства Российской Федерации. Однако изменение гражданства является неотъемлемым правом любого гражданина России. Получить отказ в выходе из гражданства возможно только на основании отлагательных обстоятельств, которые предусмотрены российским законодательством.

П. 3 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» содержит принцип сохранения гражданства Российской Федерации гражданам России, которые проживают или находятся на территории другого государства. Согласно этому принципу, постоянное проживание на территории Российской Федерации не является обязательным для сохранения российского гражданства. Получение гражданами России статуса постоянного места жительства в другой стране не влечет за собой прекращение российского гражданства. В то же время любой российский гражданин, не выезжая из страны, может выйти из гражданства Российской Федерации.

Данный принцип отражен в ст. 27 Конституции Российской Федерации, наделяя граждан России правом свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения обратно.

Гражданам России, находящимся за пределами своей страны, гарантированны покровительство и защита в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Граждане Российской Федерации, проживающие на территории своего государства и граждане, России, проживающие на территории иностранных государств имеют идентичные права и обязанности.

6. Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его.

Этот принцип обеспечивает гражданину России реализацию своих прав без опасения утраты гражданства Российской Федерации. Даже при осуществлении гражданином России противоправных деяний, законодательством Российской Федерации не предусмотрено такой меры наказания, как «лишение гражданства».

Приобретение иностранцем или лицом без гражданства статуса гражданина Российской Федерации по основанию или в порядке, предусмотренном российским законодательством о гражданстве, есть не что иное, как приобретение гражданства.

Закон о гражданстве, который вступил в силу с 1 июля 2002 года, определяет, что гражданство Российской Федерации приобретается:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство;
  • в результате восстановления в гражданстве;
  • путем выбора гражданства и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и СССР;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Предшествующий Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве» включал в себя такие пункты как приобретение гражданства в результате его признания в порядке регистрации, но признание гражданства как основание его приобретения в этом Законе не предусматривалось.

В прежних законах обретение статуса гражданина определялось двумя основаниями:[6]

  • признание гражданства;
  • приобретение гражданства.

Признанием гражданства считалось решение вопроса на законодательном уровне о том, кому из лиц обладающим гражданством этого государства на момент вступления в силу нового законодательства, возможно, сохранить статус гражданина. Как правило, в данных случаях применялось такое понятие как «нулевой вариант», согласно которому по новому законодательству все лица, обладающие гражданством на момент вступления в силу нового закона, признаются гражданами государства. Это условие использовалось в законах о гражданстве СССР 1978 и 1990 годов. Только закон от 1938 года признавал гражданство СССР только тех лиц, которые являлись подданными бывшей Российской Империи и не утратили гражданство к 7 ноября 1917 года. На основании предыдущих положений, гражданами СССР являлись все лица, которые находились на территории СССР, так как не было возможности доказательств их принадлежности к гражданству другого государства. Для выделения признания гражданства из оснований его приобретения при принятии действующего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» не было никаких оснований. В ст. 2 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» указано, что гражданами России могут быть признаны только те лица, которые приобрели гражданство в соответствии настоящим законодательством. Норма признания гражданства включена в статью об основаниях его приобретения.

Читайте также:  ИП и ООО: достоинства и недостатки

Согласно российскому законодательству, признание гражданами государства всех лиц, состоявших в гражданстве на момент вступления закона в силу, не имеется возможным, поскольку за весь период пребывания Российской Федерации в составе СССР, гражданство ее граждан не имело юридического оформления. Факт принадлежности к гражданству Российской Федерации невозможно было ни подтвердить, ни опровергнуть правовыми методами, поскольку действовал единый паспорт гражданина СССР. Именно поэтому в Законе признание гражданства зафиксировано как основание приобретения. Все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на момент вступления в силу действующего Закона о гражданстве и не заявившие в течение года о своем нежелании состоять в российском гражданстве, признаются гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Из этого следует, что основаниями признания гражданства являются:

  • обладание гражданством СССР;
  • постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанного, это и есть «нулевой вариант», так как не требовалось принимать никаких мер для подтверждения гражданства. Наличие возможности в течение года заявить о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации объясняется тем, что среди лиц, которые отвечают условиям для признания их гражданами России, могли быть и те, кто считал себя гражданами других республик бывшего СССР. Препятствий для этого в законодательстве не было. Правовые нормы оснований определения республиканского гражданства и его оформление отсутствовали. Согласно Положению о гражданстве СССР 1931 года существовала возможность признания гражданина СССР гражданином не той республики, в которой он проживет, а другой, по его желанию. Такая форма приобретения, как признание гражданства, является процессом, который завершается в день вступления в силу Закона о гражданстве и реализуется одноактно.

Общепринятым основанием приобретения гражданства является приобретение гражданства по рождению. В любом государстве граждан по рождению преобладающая часть. Приобретение гражданства по рождению возникает в результате самого факта рождения, и означает гражданскую связь лица с государством.[7]

Во многих государствах мира при приобретении гражданства по рождению применяются два принципа:

  • принцип «права крови»;
  • принцип «права почвы».

По принципу «права крови» гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, независимо от места рождения ребенка.

Согласно принципу «права почвы» гражданство ребенка определяется по месту его рождения, независимо от гражданства его родителей

В разных государствах эти принципы применяются в зависимости от традиций, плотности населения, демографической политики и других факторов. В таком государстве, как Российская Федерация наблюдается сочетание этих принципов при определении гражданства родившихся детей, но все же преобладает принцип «права крови». Принцип «права почвы» в Российской Федерации применяется в целях исключения и сокращения отсутствия гражданства у родившихся детей. При условии рождения детей на территории Российской Федерации это возможно в следующих случаях:

  1. Если один из родителей ребенка является гражданином Российской Федерации, а второй является гражданином другой страны. В данной ситуации ребенок может приобрести гражданство иностранного государства, гражданином которого является один из родителей, но только при условии, что это предусмотрено законодательством этого иностранного государства. В противном случае ребенок приобретает гражданство Российской Федерации для исключения вероятности того, что ребенок может остаться лицом без гражданства.
  2. Если оба родителя или единственный родитель, проживают на территории Российской Федерации, но имеют гражданство другой страны или не имеют его вовсе. В этой ситуации приобретение ребенком гражданства Российской Федерации возможно только при условии, если государство, гражданами которого являются оба родителя или единственный родитель не предоставляет ребенку свое гражданство.
  3. Если родители ребенка, обнаруженного на территории Российской Федерации неизвестны и не объявятся в течение полугода. В данном случае место рождения ребенка устанавливается по презумпции его рождения на территории Российской Федерации и дает основание приобретения российского гражданства по принципу «права почвы».

Приобретение гражданства по рождению не требует прохождения определенной процедуры, так как является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства.

Ст. 18 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» установлено такое новое основание, как приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации. Регистрация является упрощенным порядком приобретения гражданства. Она не требует прохождения процедуры, сопровождающей решение о приеме в гражданство, оформляемое Указом Президента Российской Федерации, и осуществляется органами внутренних дел.[8]

Введение этой формы было связано с тем, что многие граждане СССР, считавшие себя гражданами Российской Федерации, на момент распада СССР проживали на территории союзных республик, которые в последующем стали независимыми государствами.

На основании ст. 6 Конституции Российской Федерации любой гражданин России имеет право изменить или прекратить гражданство независимо от того, будет ли в дальнейшем приобретаться иное гражданство. Прекращение гражданства Российской Федерации производится только на основании добровольного волеизъявления, если гражданин является совершеннолетним и дееспособным, а также не выявлены факты предоставления ложных сведений и документов при приобретении гражданств Российской Федерации. На данный момент лишение гражданства по усмотрению государственных органов Российской Федерации по невозможно, так как прекращение российского гражданства осуществляется на основании федерального акта, а именно Указа Президента Российской Федерации.[11]

Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» прекращение гражданства осуществляется в следующих случаях:

  • вследствие выхода их гражданства;
  • по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

К таким основаниям относятся и отмена решения о приеме в гражданство и выбор гражданства в результате изменения государственной принадлежности территории России.

Выход из гражданства является наиболее распространенным способом прекращения гражданства и означает законное право гражданина прекратить отношения гражданства с государством в установленном порядке. Согласно ст. 19 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» выход из российского гражданства осуществляется в общем порядке на основании добровольного волеизъявления. В данном случае решение о выходе из гражданства России по заявлению лица рассматривается Президентом Российской Федерации. В случае если гражданин России проживает на территории иностранного государства, выход из российского гражданства осуществляется в упрощенном порядке. Также выход из гражданства Российской Федерации в отношении несовершеннолетнего ребенка осуществляется в упрощенном порядке в том случае, если один из родителей ребенка является гражданином Российской Федерации, а второй родитель гражданином иностранного государства.

На основании ст. 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» выход из гражданства Российской Федерации невозможен в следующих случаях:

  • если у гражданина России есть не выполненное обязательство перед Российской Федерацией, которое установлено федеральным законом;
  • если лицо в качестве обвиняемого привлекается по уголовному делу или имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда в отношении него;
  • если у лица нет гражданства иного государства и гарантий его приобретения.

Выход из гражданства и лишение гражданства существенно отличаются друг от друга. Лишение гражданства осуществляется против воли лица согласно решению государственных органов и является санкцией, применяемой в случае несогласованного поведения лица с интересами государства. Основаниями для лишения гражданства являются:

  • служба в армии иностранного государства;
  • государственная служба на территории другой страны;
  • совершение враждебных действий в отношении своего государства.

Также одним из оснований прекращения гражданства является отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации в результате предоставления ложных сведений на момент приобретения гражданства России, с оговоркой, согласно которой отмена решения о приеме в гражданство осуществляется только в течение пяти лет с момента его приобретения. Основанием для прекращения гражданства также является оптация гражданства в результате изменения государственной принадлежности территории государства.

Глава 5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» посвящена регулированию гражданства детей в результате усыновления, опекунства попечительства и изменения гражданства родителей. Данная глава в полном объеме учитывает интересы ребенка во всевозможных жизненных ситуациях. Главным принципом при этом является обеспечение одинакового гражданства для всех членов семьи, учитывая в данном случае желание детей, которые в силу достижения определенного возраста могут делать сознательный выбор, а также исключение оставления детей без гражданства и сохранение им гражданства Российской Федерации в их же интересах при возникновении трудных жизненных ситуаций.

Согласно общим положениям Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», установлено, что гражданство детей в возрасте до 14 лет определяется гражданством их родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется только с их согласия.

Гражданство РФ понятие и принципы

При наличии указанного основания Президент РФ выносит главе субъекта РФ предупреждение в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в силу решения суда или опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия регионального акта органа исполнительной власти. Если в течение месяца после вынесения предупреждения глава региона не устранит противоречие региональных актов исполнительной власти федеральному законодательству, Президент РФ отрешает его от должности. Указ Президента РФ об отрешении (равно как и о временном отстранении от исполнения обязанностей по представлению Генерального прокурора РФ в случае уголовного преследования главы региона) доводится до сведения законодательного органа субъекта РФ, а глава региона, полномочия которого прекращены или приостановлены, вправе обжаловать изданный указ в Верховный Суд РФ. Кроме того, Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия главы государства, а также за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (четкой процедуры для этих ситуаций нормативно не закреплено, и решение об отрешении принимается Президентом РФ по своему усмотрению). Несмотря на то что процедура отрешения от должности главы субъекта РФ значительно проще процедуры роспуска законодательного органа региона (по основанию, срокам, собственно процедурным моментам), она также пока ни в одном из субъектов РФ не применялась.

При этом инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Процедура реализации инициативы граждан о проведении референдума существенно усложнилась по сравнению с прежним законом 1995 года. Указанная инициатива оформляется путем сбора подписей, который должна организовать инициативная группа, состоящая из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ (при этом каждая региональная подгруппа должна насчитывать не менее 100 участников референдума, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, и быть зарегистрирована в избирательной комиссии данного субъекта РФ); регистрацию инициативной группы и вопроса (формулы) референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ (общероссийская инициативная группа должна быть создана достаточно оперативно — срок со дня регистрации первой региональной подгруппы до дня обращения с ходатайством о регистрации в ЦИК не может превышать 2-х месяцев). При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума должно соблюдаться правило — на один субъект РФ (равно как и на участников референдума, проживающих за пределами территории РФ) должно приходиться не более 50 тысяч подписей (следовательно, инициатива проведения референдума должна быть поддержана, как минимум в сорока российских регионах). На сбор подписей закон отводит 45 дней.

Изданию указа Президента РФ о назначении референдума должно предшествовать обязательное обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии инициативы проведения референдума Конституции РФ. И лишь в случае положительного заключения конституциооного суда Президент РФ назначает референдум. При этом голосование может быть назначено только на воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования указа, но не может быть совмещено с проведением выборов любого уровня (проведение же региональных и местных референдумов, как правило, совмещается с какими-либо, в том числе и общенациональными, выборами). Решение о назначении региональных и местных референдумов принимается, соответственно, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а при недостаточности правовой базы — Президентом РФ.

Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Решение, принятое на референдуме РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме РФ, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ, определить срок подготовки такого правового акта.

Процедурные вопросы, регламентирующие порядок проведения референдума (право на участие в референдуме, система и статус избирательных комиссий, организация голосования и пр.) во многом совпадают с соответствующими нормами, регламентирующими избирательное право и избирательный процесс.

Если проведение референдума финансируется только из средств соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного), то на проведение выборов кроме бюджетных средств могут привлекаться и иные финансовые ресурсы. В частности, кандидаты и избирательные объединения, как правило, создают собственные избирательные фонды, в которых наряду с бюджетными аккумулируются собственные средства кандидата и избирательного объединения, а также добровольные пожертвования граждан и юридических лиц. При этом на внесение пожертвований на избирательную кампанию установлен ряд запретов. Такие пожертвования запрещены со стороны иностранных государств, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан РФ, органов публичной власти, государственных и муниципальных учреждений и организаций, анонимных жертвователей и т. п. За подготовкой и проведением выборов и референдума установлен жесткий финансовый контроль со стороны государства.

Очевидно, что вопросы гражданской принадлежности к Российской Федерации находятся в компетенции самой РФ, ее законодательного органа и других государственных институтов, полномочных на принятие решений относительно гражданства. Законодательство относительно принципов российского гражданства достаточно обширно и включает в себя, как минимум, несколько нормативно-правовых актов. Безусловно, основой законодательства в данном случае является Конституция. В частности, согласно статье 6 Основного закона, российское гражданство является единым и равным, действует на всей территории РФ и позволяет его обладателю пользоваться всеми связанными с ним правами и свободами.

Кроме того, конституционные принципы определены в статьях 61 и 62, запрещающих экстрадицию и высылку россиян, а также разрешают проживать с российским паспортом за пределами России или даже с паспортом другой страны. Однако они носят лишь базовый характер, куда более детальная регламентация принципов гражданской принадлежности отражена в Законе «О гражданстве РФ». Основные принципы, в частности, закреплены в статье 4 данного нормативно-правового акта.

Однако и это далеко не все источники нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с гражданством. К их числу также стоит относить Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», некоторые другие федеральные законы, указы, издаваемые президентом, а также некоторые международные договоры (например, Конвенция ООН о сокращении безгражданства).

Первый и базовый принцип, вытекающий из пункта 1 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ», запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. Сразу напомним о том, какой принцип определения гражданства действует в России: оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории РФ или от родителей, где хотя бы один из них россиянин. Однако помимо приобретения его по рождению, российский индигенат (статус гражданина) также можно и приобрести, что и следует из данного принципа: каждый иностранец или апатрид может получить российский паспорт в установленном отечественным законодательством порядке.

Все, кто проживает на территории РФ, имеют право, но отнюдь не обязаны приобретать гражданскую принадлежность, что означает свободный характер гражданства РФ – никто не принуждается к его приобретению. Более того, право каждого на российский паспорт отнюдь не означает, что он предоставляется любому желающему.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *