Учетная политика на 2023 — бухгалтерский учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика на 2023 — бухгалтерский учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.

Учетная политика некоммерческих организаций

Главный документ для учета в любой организации, в том числе и в НКО – учетная политика. В ней обязательно указывается порядок учета целевых поступлений и их расходования.

Кроме того в учетной политике НКО следует закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»):

  • на какую дату вы будете отражать на счете 86 «Целевое финансирование» средства на ведение уставной некоммерческой деятельности: на дату фактического поступления денежных средств или на дату начисления;
  • какие счета используются для отражения расходов, 20 или 26 (а, может быть, и оба);
  • базу для распределения общехозяйственных затрат, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности (например, пропорционально заработной плате, прямо относящейся к каждому из видов деятельности, или пропорционально доле поступлений целевых средств, доходов от коммерческой деятельности в общей сумме поступлений) (Письмо Минфина России от 21.02.2002 N 16-00-14/67);
  • конкретный перечень применяемых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.

Кроме того, в соответствии с п.25 ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Действовавшее ранее ПБУ 6/01 не содержало понятие балансовой стоимости основных средств и не устанавливало каких-либо требований в отношении стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе. При этом по сложившейся практике, поскольку большинство НКО не признавали обесценение основных средств, а также ввиду начисления износа за балансом вместо амортизации, основные средства НКО отражались в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. В этой связи с началом применения ФСБУ 6 в любом случае (независимо от способа перехода на новый стандарт) балансовая стоимость амортизируемых основных средств НКО изменится, так как начиная с 1 января 2022 г. (или ранее при досрочном применении) для её определения из первоначальной стоимости основных средств должна вычитаться, как минимум, накопленная амортизация, тогда как ранее эта амортизация начислялась в форме износа за балансом и поэтому не влияла на балансовую стоимость.

ФСБУ 6/2020 предусматривает три способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта. Так, в соответствии с пунктом 48 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом (далее – ретроспективный способ перехода).

В свою очередь в соответствии с пунктом 49 в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с данным пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии со Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом (далее – ограниченно ретроспективный способ перехода).

Кроме того, в соответствии с пунктом 51 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начать применять Стандарт перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета) (далее – перспективный способ перехода).

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

Что такое учетная политика

Бухгалтерская учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша компания (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Налоговая политика — совокупность способов, которые применяете в налоговом учете (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК).
В налоговой и бухгалтерской политике вы отражаете не все способы, а лишь те, для которых есть разные варианты учета или расчета налоговой базы.

Читайте также:  Статья 610 ГК РФ. Срок договора аренды (действующая редакция)

Фрагмент учетной политики НКО в части раздельного учета расходов

«…Расходы административно-хозяйственного характера отражаются на счете 26 «общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.

Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность списывается ежемесячно на финансовый результат в дебет счета 90 «Продажи».

При этом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам, распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений по соответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за отчетный период.

Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе некоммерческих мероприятий».

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

Нужно ли учетную политику ежегодно пересматривать

Организации не обязаны ежегодно пересматривать учетную политику, если способы учета у них не меняются (п. 9 ПБУ 1/2008, п. 1 ст. 11 НК). Однако с 2022 года начали действовать новые ФСБУ, поэтому политику в любом случае придется обновить под новые правила. Также политику придется пересмотреть, если утвердили ее на определенный год. Например, в прошлогоднем приказе вы указали «утвердить учетную политику на 2021 год», тогда на 2022 год нужен новый документ.
Чтобы не переутверждать каждый год политику, в приказе можно использовать формулировку «утвердить, начиная с 1 января 2022 года». Тогда получится применять документ последовательно из года в год, пока не поменяете способы учета.

Читайте также:  Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ, в редакции действующей с 01.01.2019 г., товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях

 N 
п/п
 Наименование 
положения по
бухгалтерскому
учету
 Возможность 
применения
 Характеристика пункта 
 1 
ПБУ 1/2008
"Учетная политика
организации"
Применяется для 
формирования учетной
политики
некоммерческими
организациями
Пункт 3. Распространяется 
в части формирования учетной
политики на все типы
организаций
 2 
ПБУ 2/2008 "Учет 
договоров
строительного
подряда"
В учетной политике 
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 2.1. Положение может 
не применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг, а также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
 3 
ПБУ 3/2006 "Учет 
активов и
обязательств,
стоимость которых
выражена
в иностранной
валюте"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 4 
ПБУ 4/99
"Бухгалтерская
отчетность
организации"
Применяется для 
формирования
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
некоммерческих
организаций
Пункт 3. Положение 
применяется Минфином России
при установлении упрощенного
порядка формирования
бухгалтерской отчетности для
субъектов малого
предпринимательства и
некоммерческих организаций
 5 
ПБУ 5/01 "Учет 
материально-
производственных
запасов"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 6 
ПБУ 6/01 "Учет 
основных средств"
Предусмотрена 
специфика применения
ПБУ в некоммерческих
организациях
Пункт 4. Некоммерческая 
организация принимает объект
к бухгалтерскому учету
в качестве основных средств,
если он предназначен для
использования
в деятельности, направленной
на достижение целей создания
данной некоммерческой
организации (в том числе
в предпринимательской
деятельности, осуществляемой
в соответствии
с законодательством РФ), для
управленческих нужд
некоммерческой организации,
а также если выполняются
условия, установленные
в пп. "б" и "в" настоящего
пункта (пп. "б" - объект
предназначен для
использования в течение
длительного времени, т.е.
срока продолжительностью
свыше 12 мес. или обычного
операционного цикла,
если он превышает 12 мес.,
пп. "в" - организация
не предполагает последующей
перепродажи данного
объекта).
Пункт 17. По объектам
основных средств
некоммерческих организаций
амортизация не начисляется.
По ним на забалансовом счете
производится обобщение
информации о суммах износа,
начисляемого линейным
способом
 7 
ПБУ 7/98 "События 
после отчетной
даты"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
порядок отражения
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ,
событий после отчетной даты
 8 
ПБУ 8/2010
"Оценочные
обязательства,
условные
обязательства и
условные активы"
В учетной политике 
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 3. ПБУ может не 
применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением субъектов
малого предпринимательства -
эмитентов публично
размещаемых ценных бумаг, а
также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
 9 
ПБУ 9/99 "Доходы 
организации"
Применяется в части 
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают доходы
от предпринимательской и
иной деятельности
 10
ПБУ 10/99 "Расходы
организации"
Применяется в части 
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают расходы
по предпринимательской и
иной деятельности
 11
ПБУ 11/2008
"Информация
о связанных
сторонах"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
порядок раскрытия информации
о связанных сторонах в
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
за исключением кредитных
организаций (организаций,
составляющих бухгалтерскую
отчетность)
 12
ПБУ 12/2010
"Информация
по сегментам"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
правила формирования и
представления информации
по сегментам в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
 13
ПБУ 13/2000 "Учет 
государственной
помощи"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
правила формирования
в бухгалтерском учете
информации о получении и
использовании
государственной помощи,
предоставляемой коммерческим
организациям (кроме
кредитных организаций),
являющимся юридическими
лицами по законодательству
РФ, и признаваемой как
увеличение экономической
выгоды конкретной
организации в результате
поступления активов
(денежных средств, иного
имущества)
 14
ПБУ 14/2007 "Учет 
нематериальных
активов"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 15
ПБУ 15/2008 "Учет 
расходов по займам
и кредитам"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 16
ПБУ 16/02
"Информация
по прекращаемой
деятельности"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
порядок раскрытия информации
по прекращаемой деятельности
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
 17
ПБУ 17/02 "Учет 
расходов
на научно-
исследовательские,
опытно-
конструкторские и
технологические
работы"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение 
устанавливает правила
формирования
в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
являющихся юридическими
лицами по законодательству
РФ (за исключением кредитных
организаций), информации
о расходах, связанных
с выполнением
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
технологических работ
 18
ПБУ 18/02 "Учет 
расчетов по налогу
на прибыль
организаций"
В учетной политике 
некоммерческих
организаций
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ, в случае
если организация
является плательщиком
налога на прибыль
организаций
Пункт 2. Положение может 
не применяться субъектами
малого предпринимательства и
некоммерческими
организациями
 19
ПБУ 19/02 "Учет 
финансовых
вложений"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 20
ПБУ 20/03
"Информация
об участии
в совместной
деятельности"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение 
устанавливает правила и
порядок раскрытия информации
об участии в совместной
деятельности в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
 21
ПБУ 21/2008
"Изменения
оценочных
значений"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 22
ПБУ 22/2010
"Исправление
ошибок
в бухгалтерском
учете и
отчетности"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 23
ПБУ 23/2011 "Отчет
о движении
денежных средств"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями, однако
формы бухгалтерской
отчетности социально
ориентированных
некоммерческих
организаций не
содержат данной формы
отчетности
 - 
 24
ПБУ 24/2011 "Учет 
затрат на освоение
природных
ресурсов"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 

Отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету, предназначенные для коммерческих организаций, в том случае если последние не противоречат специфике деятельности некоммерческого сектора, могут быть использованы в учетной политике НКО и обязательно прописаны в ней. Кроме этого, учетная политика НКО должна содержать раздел, который отражает порядок учета фактов хозяйственной деятельности в части предпринимательской деятельности. При этом принципы учета фактов предпринимательской деятельности НКО должны соответствовать требованиям учета в коммерческом секторе экономики. Указанные требования формируются НКО самостоятельно.

Как составить учетную политику организации на 2023 год

Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:

  • в 2023 году будут действовать лимиты, позволяющие применять «упрощенку». По численности сотрудников — 130 человек, по величине доходов — 251,4 млн руб. (200 млн руб. х коэффициент-дефлятор 1,257). Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему;
  • в 2023 году вводится единый тариф страховых взносов: 30% для выплат: в пределах базы, 15,1%, сверх базы. Предельная база равна 1 917 тыс. руб. Для субъектов малого и среднего бизнеса продолжат действовать пониженные тарифы страховых взносов. Они применяются к части зарплаты, превышающей МРОТ. Тарифы влияют на размер резерва по отпускам;
Читайте также:  Налоговые вычеты Чернобыльцам в 2023 году
  • мобилизованных сотрудников не следует включать в график отпусков и учитывать их при составлении резерва по отпускам;
  • если ООО отвечает критерям по численности работников, доходам, остаточной стоимости ОС и проч., то с января 2023 года перейти на автоматизированную УСН.

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2021 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2021 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.

См. также «Срок хранения бухгалтерских документов в организации».

Формулировки для учетной политики ФСБУ 26/2020

В 2022 году обязательно применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Капвложения есть не всех. И само ФСБУ 26/2020 требует не очень большой правки учетной политики. Намного больше изменений в связи с ФСБУ «Основные средства.

Переходить на ФСБУ 26/2020 можно двумя способами: перспективно или ретроспективно.

Для учетной политики можно использовать такую формулировку:

Организация отражает последствия изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 26/2020 (выберите один из двух вариантов ниже)

перспективно. Основание: пункт 26 ФСБУ 26/2020

ретроспективно. Основание: пункт 25 ФСБУ 26/2020

Если при осуществлении капвложений организации предоставляется отсрочка (не менее чем на 12 месяцев, в стоимость капвложений включается не вся сумма. Организация может установить в учетной политике меньший минимальный срок отсрочки (п. 12 ФСБУ 26/2020). Это нужно указать в учетной политике.

Пример формулировки для учетной политики по отсрочке и рассрочке:

При отсрочке (рассрочке) на период свыше 6 (шести) месяцев в стоимость капитальных вложений включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки).

Размер платы за отсрочку (рассрочку) платежей организация рассчитывает на основании положений договоров. Основание: пункт 12 ФСБУ 26/2020

Капвложения в ОС надо ежегодно проверять на обесценение (п. 17 ФСБУ 26/2020).

Пример формулировки для учетной политики по проверке на обесценение:

Организация проводит проверку капитальных вложений на обесценение один раз в год по состоянию на 31 декабря. Основание: пункт 17 ФСБУ 26/2020

Главные законодательные изменения для НКО в 2021 году

С 1 января 2014 года при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Изменения внесены в п. 5 ст. 168 НК РФ и п. 3 ст. 169 НК РФ. Упомянутые обязанности сохранились для налогоплательщиков, которые применяют налоговую льготу по ст. 145 НК РФ. Такие лица составляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен (далее по тексту — ПБУ 10/99).

В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Благополучатель — физическое лицо

В соответствии с Законом N 135-ФЗ благополучателями также могут быть и физические лица.

В этом случае важно определить, является ли полученная физическим лицом благотворительная помощь доходом, облагаемым НДФЛ.

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат, в том числе в виде материальной помощи, осуществляемых налогоплательщикам — физическим лицам:

  • в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью. Эта льгота также распространяется и на выплаты, производимые членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств;
  • в виде гуманитарной помощи (содействия), а также благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с Законом N 135-ФЗ;
  • пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

До 2005 года в России существовала практика, по которой средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль и давало маневр для появления «серых» схем.

Сегодня компании-благотворители могут оказывать безвозмездную помощь только из средств чистой прибыли и не освобождаются от уплаты налога на прибыль.

Эксперты отмечают, что потенциальные благотворители зачастую регистрируют благотворительные фонды не в России, а в странах с лояльным налоговым режимом и отсутствием административных издержек.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *