Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.

Правила оформления электронных первичных документов

Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):

  • квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);

  • простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.

В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:

1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;

2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).

Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).

Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).

Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.

В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.

При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:

Изменения электронного первичного документа

Обоснование

Изменение размера граф и строк

Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091

Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой

Добавление вкладных листов

Твердое топливо для печного отопления

В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».

Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).

В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:

Дебет

Кредит

Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления

0 106 34 343
0 105 33 343

0 302 23 73х
0 106 34 343

Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления

0 109 х0 223
0 401 20 223

0 105 33 443

Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения)

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 33 443

Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.

Из каких этапов состоит оформление покупки канцелярских товаров

Вся процедура заключается в нескольких последовательных действиях:

  • Сначала покупается изделие, обязательно получается кассовый и товарный чеки.
  • Составляется ПКО, без которого не получится оприходовать «канцелярку».
  • Потом купленные вещи отправляются на склад или в отдельных случаях напрямую запросившему отделу. Если действия совершались через склад, то сначала оформляется типовая ф. №4, потом выдается все по требованию-накладной с обязательной отметкой в ведомости.
  • Последним действием жизни КТ на территории компании станет акт списания и отнесения на расходы предприятия. Помните, что документ можно составить в свободной форме, это не унифицированная бумага. Но лучше, если внутри фирмы будет составлен шаблон, по которому все будет происходить каждый раз.

Мы рассмотрели, как правильно списывать канцелярские товары, чтобы не вызывать вопросов у налоговой и корректно вести учет всех купленных КТ в организации. Это необходимо, чтобы не допускать ненужных потерь и издержек, ведь даже если кажется, что потраченная на канцелярию сумма минимальна, ее все равно нужно учитывать. Постепенно она накапливается и оказывается серьезной статьей расходов, поэтому советуем следить за ней.

Читайте также:  Нягань переселение из аварийного жилья в 2022 году

Вариант 1. Потребность в материалах известна с точностью до нескольких дней

Организация ведет СМР на нескольких объектах. На каждый объект разработана детальная проектно-сметная документация. Известна потребность в материалах на производство работ по каждому объекту с точностью до нескольких дней. По заключенным с поставщиками договорам материалы поставляются непосредственно на строительные площадки (участки производства работ) в размере одно-, двух-, трехдневной потребности. Нарушения сроков поставки материалов практически не выявляется.

Поступление материалов от поставщиков непосредственно на участок должно быть оформлено первичным документом, которым материально ответственное лицо покупателя – начальник участка, прораб, мастер, бригадир и пр. – подтверждает количество и качество принятых им материалов. Таким документом может служить один из следующих:

  • приходный ордер по форме № М-4 (утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», далее – Постановление № 71а);
  • подписанная данным материально ответственным лицом накладная поставщика по форме № М-15 (утвержденной Постановлением № 71а);
  • товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций») и др.

Также покупатель (строительная организация) или поставщик с 2013 г. имеют право разработать свою форму документа, содержащую все семь обязательных реквизитов первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Учет запасов в соответствии с их целевым назначением: разъяснения Минфина

Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Начиная с 2020 года при учете запасов следует применять положения ФСБУ «Запасы» и Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, в котором доведены Методические рекомендации по применению указанного стандарта (далее – Методические рекомендации). В данном документе разъяснены правила учета материальных запасов в соответствии с их целевым назначением. Подробнее об этом расскажем в публикации.

Cогласно п. 118 Инструкции № 157н материальные запасы учитываются по соответствующим аналитическим счетам:

  • 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;

  • 105 02 000 «Продукты питания»;

  • 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;

  • 105 04 000 «Строительные материалы»;

  • 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;

  • 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;

  • 105 07 000 «Готовая продукция»;

  • 105 08 000 «Товары»;

  • 105 09 000 «Наценка на товары».

Минфин пояснил, что если бухгалтеру не удается отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, то следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). К примеру, учреждение приобрело шторы для интерьеров. Согласно Общероссийскому классификатору они относятся к изделиям текстильным готовым (кроме одежды), то есть являются мягким инвентарем и учитываются на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».

Однако если невозможно точно определить счета аналитического учета, то их целесообразно учитывать в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

В 24 – 26-м разрядах счета 0 105 хх 000 (последние 3 цифры) указывается соответствующая подстатья статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отнесение на которую осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

Приобретение молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

Согласно п. 10.1.4 Порядка № 209н расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, относятся на подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ.

При приобретении и списании названных материальных ценностей применяются следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

0 106 34 346
0 105 36 346

0 302 14 73х
0 106 34 346

Выбытие молока или других равноценных пищевых продуктов при выдаче их упомянутым работникам

0 109 х0 214
0 401 20 214

0 105 36 446

Краткое пошаговое руководство

Итак, рассмотрим действия, которые необходимо предпринять.

Шаг — 1
Предприятие может использовать как накладные, так и лимитно-заборные карты, предназначенные для отпуска материалов, систематически потребляющихся для выполнения работ или изготовления продукции. Лимитно-заборные карты оформляются сроком на 1 месяц в 2 экземплярах, один отдается получателю материалов, другой остается на складе. В оба экземпляра вноситься количество отпущенных расходных материалов, а также ставятся подписи лица получившего материалы, и лица выдавшего. В конце каждого месяца карта сдается в бухгалтерию, на ее основании производится запись по выбытию расходного материала. Вместо карты используется требование-накладная в случае, если отпуск расходных материалов производится только один раз, но оформляется также в 2 экземплярах. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Документ На Материалы, Расходный Определение, значение, понятие, термин, смысл в Экономическом словаре — документы, учитывающие расход материалов; к таким документам относятся: лимитно-заборные карты

Шаг — 2
Когда материалы расходуются, бухгалтерия отражает этот процесс в денежной форме. Некоторую трудность составляет то, что одни и те же материалы могут поступать несколькими партиями и по различной цене. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг — 3
Методы списания расходных материалов:
1. Самый распространенный метод списания производится, когда поступают несколько партий одинакового товара с различием в цене, а потом материал используется. Тогда списывать необходимо по средней себестоимости товара. То есть сначала определяется стоимость материалов, которые оставались до завоза новых партий, потом которые поступили и все суммы складываются. Затем общее количество материалов, которое находится на складе, плюсуется между собой. И только после этого общая сумма за все материалы делится на общее количество и получается средняя стоимость списания одной единицы. После этого рассчитывается, на какую сумму уже израсходованы материалы этого типа. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Читайте также:  Последняя воля: как правильно завещать недвижимость по новым законам

Шаг — 4
Этот метод включает списание каждой партии в порядке очереди поступления. То есть независимо от того, из старой или новой партии был израсходован товар, бухгалтерия все равно списывает его в порядке очереди. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации.

Шаг — 5
Использованный товар или поврежденный материал списывается по той стоимости, по которой был приобретен. В основном так списываются материалы при некоторых видах деятельности организации, например, в ювелирном производстве из-за того, что даже одинаковые драгоценные камни невозможно обобщить, так как они имеют разную стоимость и характеристики.

От принятия к учету до списания активов

Бухгалтерия любого современного учреждения ведет учет оргтехники , как и учет расходных материалов к ней. Прежде чем произвести оприходование оргтехники , необходимо отнести ее либо в состав основных средств , либо к материальным запасам . Также при постановке на учет важно правильно классифицировать имущество для корректного начисления амортизации . Есть особенности и в принятии к учету расходных материалов. В частности, важно правильно определить статью КОСГУ при классификации расходов .

Списание оргтехники также может вызвать вопросы у бухгалтера, особенно если дело касается учета драгметаллов , содержащихся в составе объекта нефинансовых активов. При списании расходных материалов сложности могут возникнуть с утилизацией отходов . Решить насущные проблемы в учете оргтехники и расходных материалов поможет эксперт журнала «Учет в учреждении» .

Журнал «Учет в учреждении» регулярно публикует разъяснения экспертов по особенностям учета различных видов имущества. Не забудьте подписаться на выгодных условиях !

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 года типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

С 1 января 2011 года вступили в силу новые нормативные документы по бюджетной классификации, бухгалтерскому учету и отчетности государственных и муниципальных учреждений:

— приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2010 г., № 19452);

— приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 января 2011 г. № 19593) и письма Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396 «Таблица соответствия Планов счетов бюджетного учета, применяемых в 2010 и 2011 годах»;

— приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, Государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19658);

— приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2011 №19669);

— приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.02.2011 №19713);

— приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.02.2011 № 19693);

— Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Обычно компании самостоятельно разрабатывают форму, которая будет использоваться в данной ситуации. Естественно, она должна быть утверждена управленцем. Большинство шаблонов оформляется по примеру бланка ТОРГ-16. Однако это не является обязательным, ведь такая необходимость была отменена еще в 2013 году. Также нужно знать, существуют виды списаний, при которых следует применять какую-то определенную форму. Можно сказать, ее выбор во многом зависит от того, в каких целях составляется документ.
По сути, акт является ведомостью, где указываются материальные ценности, которые были списаны, причины и дата. Независимо от того, какая форма использовалась для составления документа, в ее стандартном бланке в обязательном порядке должны присутствовать такие данные:

  • место и дата оформления;
  • список членов комиссии;
  • характеристики списываемых материалов;
  • заключение специалистов;
  • причины списания;
  • подписи ответственных лиц и членов комиссии.

Независимо от причин, по которым возникла необходимость оформить списание материалов, сначала необходимо созвать бригаду специалистов, которые будут выступать в роли комиссии. Именно они будут решать, действительно ли необходимо списание. Здесь должны присутствовать работники, за которыми числятся рассматриваемые материалы. Часто это материально ответственные лица. Нередко в комиссию входят руководители структурных подразделений, бухгалтеры и другие управленцы. Специально созданная группа должна ознакомиться с материалами, их техническим состоянием, дефектами, неисправностями и повреждениями. Зафиксировав все характеристики, уполномоченные лица подписывают акт, подтверждая тем самым свое согласие на списание.
(Видео: «Нюансы списания материалов»)

Читайте также:  Актуальные вопросы алиментных обязательств.

Достаточно часто в больших корпорациях процедура списания осуществляется по четким инструкциям, которые разрабатываются специально для этих целей. Нужно понимать, для списания материалов должны быть веские причины. Причем они должны быть подтверждены документально. Без этого процедура списания даже не начинается. Нередко для подтверждения необходимости списания материалов прилагаются дополнительные документы:

  • Отчеты о продукции, произведенной за конкретный период;
  • Документы, подтверждающие факт расхода материалов выше запланированной нормы;
  • Отчеты ответственных сотрудников об использовании материалов;
  • Другая учетная и финансовая документация.

Справочник Бухгалтера

— Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

5. В соответствии с приказом № 720 государственные учреждения городского подчинения и образовательные учреждения ЦАО направляют документы для согласования списания имущества в Службу финансового контроля, которая осуществляет проверку представленных документов на соответствие их состава, формы и полноты отражения сведений требованиям приказа, а также проводит при необходимости выездные контрольные мероприятия. Проверка документов производится СФК в течение 10 календарных дней с даты приема и регистрации документов. В случае предоставления документов в полном соответствии с требованиями приказа № 720 СФК направляет документы с проектом приказа о согласовании списания имущества ответственному секретарю Городской комиссии по вопросам реализации Департаментом образования функций и полномочий учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений системы Департамента.

Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания

Списание запасов происходит:

  • при их их потреблении (использовании) в деятельности учреждения (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);
  • принятии решения о списании государственного (муниципального) имущества;
  • принятии решения больше не использовать объект в качестве запасов и прекращении получения от него экономических выгод;
  • передаче другой организации госсектора;
  • продаже (дарении), обмене, распространении.
  • по иным предусмотренным законом основаниям.

Списание стоимости материальных запасов может происходить двумя способами:

  • по стоимости каждой единицы;
  • средней стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.

Прядок выбытия материалов детально прописан в пп. 34-41, а правила их оценки при выбытии — в пп. 42-43 ФСБУ «Запасы».

Счет 105 Материальные запасы в бюджетном учреждении

Материальные запасы бюджетного учреждения – это существенная часть нефинансовых активов организации. К ним относятся:

  • предметы, срок использования которых не превышает 12 месяцев;
  • готовая продукция;
  • товары, предназначенные для продажи.

Некоторые МЦ, перечисленные в п. 99 Инструкции 157н, следует относить к категории материальных запасов независимо от срока использования. К таким МЗ относятся оборудование, требующее монтажа, тара, постельное белье и принадлежности, одежда и обувь, в том числе специальные и форменные, молодняк животных и прочие.

Для учета МЗ в бюджетных учреждениях основными нормативными актами являются:

Согласно п.98, п.99 и п.117 Инструкции 157н, материальные запасы в учреждениях госсектора экономики учитываются на счете 105 00 и в соответствии с аналитическим кодом вида объекта учета (позиция 23 в 26-значном номере счета) подразделяются на следующие виды:

  • 105 01 – медикаменты и перевязочные средства;
  • 105 02 – продукты питания;
  • 105 03 – ГСМ;
  • 105 04 – строительные материалы;
  • 105 05 – мягкий инвентарь;
  • 105 06 – прочие МЗ;
  • 105 07 – товары;
  • 105 08 – готовая продукция;
  • 105 09 – наценка на товары.

Учет списания материалов в бюджетном учреждении

В бюджетном учреждении МЗ могут списываться по фактической стоимости одного предмета (учетной единицы) или по средней стоимости. Оба способа правомерны, порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях должен быть установлен в Учетной политике и соблюдаться последовательно в течение календарного года. Для разных групп МЗ могут быть приняты разные способы списания.

Чтобы определить среднюю цену на дату списания, нужно сложить количество запасов определенного вида на начало месяца и их приход в текущем периоде. Аналогично складывается стоимость остатков на начало месяца со стоимостью поступивших МЗ. Полученная сумма делится на количество и получается средняя цена за единицу. Списание по фактической стоимости одного предмета возможно, если в учете каждая поставка по отличающейся цене отражена отдельно. Для некоторых групп МЗ такой учет и списание обязательны, например, для сильнодействующих медикаментов.

Иногда на балансе числятся матзапасы, которые для учреждения уже не представляют ценности или использовать по назначению не получится. Что с ними делать: оставить на балансе, перевести на забалансовый счет или вообще списать с учета? Подробный алгоритм

Основаниями для отражения в бухучете выбытия МЗ могут быть следующие документы, унифицированные формы которых утверждены в приказе 52н, скачайте их:

  • меню-требование на выдачу продуктов питания – ф.0504202;
  • акт о списании материальных запасов – ф.0504230;
  • акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря – ф.0504143;
  • ведомость на выдачу материальных ценностей на нужды учреждения – ф.0504210;
  • ведомость на выдачу кормов и фуража – ф.0504203.

Списание ГСМ в бюджетных учреждениях может производиться на основании путевых листов, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ № 78 от 28.11.1997 года, или разработанных самостоятельно и зафиксированных в Учетной политике.

Проводки, которые применяются для отражения списания со счета 105 материальных запасов в бюджетном учреждении, показаны в таблице.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *