Кассация по административным делам по КоАП РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кассация по административным делам по КоАП РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Апелляционная жалоба на решение суда по административному делу – это способ гражданину РФ бороться за нарушение права при проведении административного производства. Претензии на решение суда первой инстанции может обжаловать любой гражданин, несогласный с вынесенным постановлением.

Комментарий к ст. 30.3 КоАП

1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП РФ).

Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).

В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.

При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.

В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.

2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).

Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.

3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Пленум ВС разъяснил правила кассации по административным делам

1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП РФ).

Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).

В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.

При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.

В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.

2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).

Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.

3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Постановление ЕСПЧ от 21.02.2017

27. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении могла быть подана в течение 10 суток (или 15 суток по некоторым правонарушениям) со дня вручения или получения копии постановления (статья 30.3 КоАП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок (или в более короткий срок по некоторым правонарушениям) со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (статья 30.5 КоАП РФ). Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (статья 30.6 КоАП РФ).

Решение Верховного Суда РФ от 10.01.2019 N 81-ААД18-21

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Решение Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 43-ААД19-1

При этом такое определение, не вступившее в законную силу, обжалуется в вышестоящую инстанцию (вышестоящий суд) по отношению к той, которая вынесла определение, в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу указанной нормы жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Читайте также:  Из столицы в область: как обменять квартиру на загородный дом

Решение Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 47-ААД19-1

В числе указанного в названном определении судьей Оренбургского областного суда также сделан вывод о том, что жалоба подана Томиной Е.В. по истечении срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод противоречит материалам дела.

Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2019 N 71-ААД18-2

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 — 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений указанных норм, определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования может быть обжаловано в порядке, установленном для обжалования постановления (решения) по делу об административном правонарушении.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

В ст. 319 КАС РФ определен порядок подачи кассационных жалобы, представления. Часть 1 данной статьи содержит положение, в точности аналогичное тому, которое закреплено в ч. 1 ст. 377 ГПК РФ и согласно которому (в ред. Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ) кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. Правило ч. 1 ст. 377 ГПК РФ совершенно иное, нежели правило ст. 297 данного Кодекса о порядке подачи апелляционных жалобы, представления: апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.

Положения ч. 2 ст. 319 КАС РФ устанавливают правила подсудности, в соответствии с которыми подаются кассационные жалоба, представление. В случае если кассационные жалоба, представление поданы с нарушением этих правил подсудности, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 321 данного Кодекса кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу.

Для подачи кассационной жалобы по уголовному делу установлен срок 6 месяцев

Многие россияне знают, что судебная система в стране имеет несколько ступеней, но не каждый понимает, для чего они нужны, и каков порядок обращения в судебные инстанции различных инстанций. Изначально люди обращаются в суд со своей проблемой или конфликтом. На основании полученных сведений и представленных фактов суд принимает определение, которое не всегда удовлетворяет требования истца. Данное решение можно оспорить, подготовив бумаги на обжалование. Первой инстанцией, куда следует направить образец иска, является апелляционный суд, затем последует кассация.

  • наименование судебного органа;
  • контактные данные заявителя;
  • персональные сведения обо всех участниках производства;
  • информация по делу, его номер и краткое описание;
  • основания для подачи кассации;
  • ссылки на законодательные нормы;
  • требования заявителя;
  • его подпись и дата составления документа.

Документ составляется только в письменном варианте. Направить его в судебное учреждение можно самостоятельно, лично посетив отделение. А также с помощью почтового отправления. Есть возможность подать заявление в электронном виде через онлайн-сервис. Крайне важно правильно составить кассацию. Для этих целей проанализируйте законодательные акты. В случае возникновения трудностей советуем обратиться за помощью к специалистам.

Поскольку две инстанции уже были пройдены, мы могли обжаловать решение только в кассации. Однако сложность заключалась в том, что срок кассационного обжалования ограничен шестью месяцами с момента вступления решения в силу, в нашем же случае этот срок был пропущен. Поэтому прошлось обращаться в районный суд с заявлением о восстановлении процессуального срока на подачу кассационной жалобы.

. года по почте она направила жалобу в кассационную инстанцию Санкт-Петербургского городского суда; . было вынесено определение судьи Санкт-Петербургского городского суда об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции (л.д.286-287); . года данное определение она получила уже за пределами 6- месячного срока (л.д.283-284); с заявлением о восстановлении срока для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации обратилась . года (л.д.274-282).

Разрешение дел об административных правонарушениях по существу осуществляется путем полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств по делу. Правом на подачу кассации наделены участники административного разбирательства, а именно:

  • лицо, привлеченное к ответственности и его защитник. В качестве защитника может быть допущен Уполномоченный при Президенте РФ в случае, если совершено правонарушение в области предпринимательской деятельности
  • потерпевший и его представитель
  • законные представители физических и юридических лиц
  • прокурор
  • должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление или направившим дело в суд (в случае вынесения решения судьей)

Комментарий к Статье 30.3 КоАП РФ

1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП).

Несмотря на то, что КоАП не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).

В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.

При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.

В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.

2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).

Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.

3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Как составить кассационную жалобу по административному делу?

При подготовке жалобы лицу следует учитывать обязательные элементы, установленные ч. 2 ст. 30.14 КоАП РФ, а также полный пакет документов, определенный ч. 3 указанной статьи.

Таким образом, жалоба содержит:

  1. наименование суда, в который направляется жалоба
  2. данные заявителя
  3. данные лиц, участвующих в обжалуемом административном деле
  4. наименование и дата вынесения обжалуемого постановления
  5. основания для пересмотра и отмены постановления
  6. список прилагаемых документов
Читайте также:  Доверенность на прописку в квартире: образец, пошаговая процедура регистрации

ВАЖНО: государственной пошлиной кассация по КоАП РФ не облагается, поэтому ее оплачивать не нужно.

К жалобе прилагаются следующие документы:

  • копия обжалуемого постановления и решений по иным жалобам, если оно ранее обжаловалось в апелляционном порядке
  • копия паспорта заявителя, в случае направления жалобы привлеченным лицом или копии документов, подтверждающих полномочия лица на подачу кассации
  • копии самой жалобы и приложений к ней для всех участников процесса
  • иные копии документов, которые по Вашему усмотрению могут повлиять на судей при принятии решения, если конечно данные документы есть в деле (в случае новых доказательств необходимо обосновать суду невозможность их предоставления ранее при рассмотрении дела в нижестоящих инстанциях)

После списка прилагаемых документов жалоба подписывается, ставится дата направления документов в суд.

Составление кассации по КоАП РФ с помощью адвоката в Екатеринбурге

Граждане и юридические лица вправе воспользоваться услугами адвоката для подготовки кассации по административному делу любой сложности.

В Екатеринбурге оказанием данной услуги на профессиональной основе занимается Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры», составляя документы через личную встречу или дистанционно.

В настоящее время, основным нормативным правовым актом, который регулирует порядок обжалования вынесенных постановлений остается КоАП РФ. Адвокатам нашего бюро хорошо известно, что многообразие юридических и правовых взаимосвязей, регулируемых КоАП РФ порождают многочисленные нарушения и споры, связанные с ними. Порой найти истину становится возможным только путем обжалования уже вступивших в законную силу постановлений об административных правонарушениях.

Наши специалисты готовы предоставить свои услуги по составлению и подаче кассации по КоАП РФ, обеспечении участия адвоката в рассмотрении дела, консультированию доверителей по отдельным возникающим вопросам или полностью взять на себя разрешение дела по обжалованию вступившего в законную силу постановления об административном правонарушении.

Как подать кассационную жалобу по делам об административном правонарушении (КоАП РФ)

КУДА ПОДАТЬ КАССАЦИОННУЮ ЖАЛОБУ (КоАП РФ)

Жалоба подается непосредственно в кассационной суд общей юрисдикции, который будет рассматривать жалобу (ч.1 ст.30.14 КоАП РФ).
СРОК ПОДАЧИ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ
В КоАП РФ не установлен срок подачи жалобы на вступившие в законную силу решения судов.

СКОЛЬКО ЭКЗЕМПЛЯРОВ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ ПОДАТЬ

Жалобу следует подать в том количестве, сколько лиц участвует в деле об административном правонарушении (п.4 ч.3 ст.30.14 КоАП РФ).

НУЖНО ЛИ ПРИКЛАДЫВАТЬ ОБЖАЛУЕМОЕ РЕШЕНИЕ

К жалобе необходимо прикладывать копии обжалуемых постановления по делу об административном правонарушении и решений судов (пункты 1 и 2 ч.3 ст.30.14 КоАП РФ).

ОСОБЕННОСТЬ ПОДАЧИ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ (КоАП РФ)

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации об этом не написано, но к жалобе следует прикладывать надлежащим образом заверенные решения судов, иначе жалобу вернут без рассмотрения. Устранив недостатки, жалобу снова можно подавать в кассационный суд.

Рассмотрение кассационной жалобы по административному делу

Процедура рассмотрения жалобы начинается со дня ее принятия к производству и вынесении соответствующего определения суда. После этого, судом извещаются участники дела о поступлении данной жалобы, тем самым предоставляя им возможность ознакомиться с материалами дела и подать возражения.

Производство должно быть окончено в течение двух месяцев со дня поступления документов в суд. В случае, если кассация истребует дело для изучения, то данный срок составит месяц со дня принятия документов судом.

Результатом рассмотрения дела будет являться вынесение постановления:

  • об оставлении жалобы без удовлетворения
  • об изменении или отмене обжалуемого акта с возвращением его на новое рассмотрение
  • прекращением производства по делу

Право кассационного обжалования

Предметом судебного контроля по КАС РФ является осуществление властных полномочий. Категория дел об административных правонарушениях относится к сфере регулирования КоАП РФ и рассматривается в предусмотренном им порядке.

Судебные акты могут быть пересмотрены в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных кодексом (ст. 318 КАС РФ). Эта формулировка отличается от соответствующих статей ГПК, АПК. Например, определения суда 1-й инстанции обжалуются следующими способами:

  • в апелляционном порядке — в случае, если они исключают возможность движения дела (ст. 261, 313);
  • путем подачи частной жалобы (ст. 90).

Объектами кассационного обжалования могут являться решения судов первой инстанции и апелляционные определения региональных судов.

Субъекты обжалования перечислены в ст. 318 КАС:

  • административный истец, административный ответчик;
  • прокурор;
  • заинтересованные лица.

Важно! Кассатором может быть лицо, не участвовавшее в деле, интересы которого затрагиваются судебным актом (ч. 1 ст. 318).

Отказ от кассационной жалобы

По ст. 292 лицо, которое стало инициатором подачи кассационной жалобы, может при желании от нее отказаться. Отказное письменное заявление необходимо подать в арбитраж, либо сразу непосредственно в кассационную инстанцию.

При принятии отказа кассация остается без рассмотрения, а делопроизводство– прекращается. Суд может отклонить полученный отказ от прокурора или иных лиц, при наличии действий, явно противоречащих закону или нарушающих чьи-либо права.

Прокурор, который принес протест (либо вышестоящий), может до суда отозвать свой протест. Он обязан оповестить об этом всех участников. Если прокурор не успеет совершить все указанные действия, то он сможет лишь отказаться от его поддержания, а не отозвать полностью. Тогда суд проверит по существу обоснованность кассации.

Как в суде 1-ой инстанции, в кассационной -истец может заключить с ответчиком перемирие. Они обязаны предоставить судье мировое соглашение. После получения данного документального свидетельства судья должен разъяснить сторонам последствия их соглашения, аннулировать решение арбитража и прекратить дело.

Рассмотрение кассационной жалобы по административному делу

Процедура рассмотрения жалобы начинается со дня ее принятия к производству и вынесении соответствующего определения суда. После этого, судом извещаются участники дела о поступлении данной жалобы, тем самым предоставляя им возможность ознакомиться с материалами дела и подать возражения.

Производство должно быть окончено в течение двух месяцев со дня поступления документов в суд. В случае, если кассация истребует дело для изучения, то данный срок составит месяц со дня принятия документов судом.

Результатом рассмотрения дела будет являться вынесение постановления:

  • об оставлении жалобы без удовлетворения
  • об изменении или отмене обжалуемого акта с возвращением его на новое рассмотрение
  • прекращением производства по делу

Порядок подачи кассационной жалобы с 1 октября 2019 года

Пленум Верховного Суда РФ от 12.09.2019 г. постановил считать днем начала деятельности кассационных судов 1 октября 2019 года.
Кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с внесенными изменениями в процессуальное законодательство и разъяснениями Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ от 09.07.2019 г. № 25 и № 26 установлен следующий Порядок подачи кассационных жалоб различен в зависимости от вида судопроизводства: по гражданским (ГПК РФ), уголовным (УПК РФ), административным (КАС РФ), по делам об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Порядок подачи жалобы

Кассационная жалоба по административному делу может быть подана только при условии, что лицо уже использовало иные способы обжалования (апелляцию).

В зависимости от категории дел кассационная жалоба подается:

  • Через суд, принявший решение, — в кассационный суд общей юрисдикции, в судебную коллегию ВС РФ на судебные акты по делам, указанным в пп. 7–11 ч. 1 ст. 20 КАС РФ. При этом суд, принявший обжалуемый судебный акт, обязан незамедлительно направить материалы дела в суд кассационной инстанции.
  • Непосредственно в судебную коллегию ВС РФ — по делам, указанным в пп. 1–6, 12–15 чч. 1, 2 ст. 20 КАС РФ, а также по делам, подсудным районным и гарнизонным военным судам.

Жалоба может быть подана посредством почтового отправления, через официальный сайт суда или лично через канцелярию суда.

Как исчисляется срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?

Момент начала и окончания срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой порядок исчисления процессуальных сроков в производстве по данным делам аналогичен порядку исчисления процессуальных сроков в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).

В соответствии с указанной статьей Кодекса началом отсчета срока обжалования необходимо считать день, следующий за датой вручения или получения копии постановления, а моментом его окончания — 24 ч. последнего 10-го дня срока. Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока будет являться первый следующий за ним рабочий день. Все иные нерабочие дни из срока обжалования не исключаются.

Как определяется начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Какие особенности, связанные с исчислением данного срока, предусмотрены в отношении протестов прокурора?

Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, а также потерпевшим и его представителем не зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.

Читайте также:  Авто старше 10 лет: можно ли оформить каско на старый автомобиль

Если копия постановления по делу об административном правонарушении не вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, непосредственно в день рассмотрения дела в виду неявки указанного лица в судебное заседание или отсутствия его в зале суда на момент оглашения постановления, то копия постановления должна быть направлена вышеупомянутому лицу по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае срок обжалования постановления по делу будет исчисляться не со дня его вынесения, а со дня получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Гораздо сложнее определить начало течения срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. Основные трудности, которые здесь возникают, связаны с отсутствием единообразного понимания того, с какого момента необходимо исчислять данный срок — с момента получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, либо прокурором. Так, некоторые судьи считают, что по смыслу ч. 1 ст. 30.10 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30.3 КоАП отсчет срока на обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении должен дифференцироваться в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права. На этом основании делается вывод о том, что срок опротестования необходимо исчислять с момента получения копии постановления прокурором.

Определенная логика в этом имеется, если учесть, что согласно ст. 29.10 КоАП судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело по существу, даже не обязаны направлять прокурору копию постановления. Однако при всей привлекательности данной точки зрения ее нельзя признать правомерной, поскольку дифференциация срока обжалования и опротестования в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права, может привести к тому, что в порядке главы 30 КоАП прокурор принесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, которое в действительности уже вступило в законную силу, так как уже давно получено лицом, в отношении которого оно вынесено, и исполнено им.

С учетом сказанного не представляется возможным признать право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении с момента получения им копии соответствующего постановления и тем самым расширительно истолковать положение части 1 ст. 30.3 КоАП. В этом смысле формулировка анализируемой статьи не совсем удачна. В ней явно не хватает прямого указания на то, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Вместе с тем такое положение закона не совсем оправданно, так как возникновение права на опротестование постановления по делу оказывается никак не связано с тем, когда прокурор узнал о наличии постановления, лежащего в основе данного права. Кроме того, совершенно очевидно, что предоставление прокурору полномочия приносить протест на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, независимо от его участия в деле, становится абсолютно неэффективным и нерациональным, поскольку уложиться в 10-дневный срок подачи протеста со дня получения копии постановления лицом, правомочным обратиться с жалобой, можно только в том случае, если дело было возбуждено постановлением прокурора и гражданин присутствовал при рассмотрении дела.

Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде

Как выглядит на практике презумпция невиновности, сформулированная в ст. 1.5 КоАП РФ при рассмотрении дел о правонарушениях в области дорожного движения? Если посмотреть на доказательства, которые «подтверждают виновность» лица, то ответ будет как минимум неоднозначным.

Доказательная база может строиться на противоречивых документах, а устные пояснения представителей государственной службы редко ставятся под сомнения и принимаются за достоверные.

При этом в Российском законодательстве последней инстанцией для защиты прав лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, должно являться обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде.

Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде

Верховный Суд Российской Федерации согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 05.02.

2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты.

Верховный Суд рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих судов субъектов Российской Федерации или их заместителями.

Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде РФ осуществляется путем подачи непосредственно в Верховный Суд РФ мотивированной жалобы (с копиями для других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 КоАП РФ) и копиями постановления и решений по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу. Однако установлено правило, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Регламентировано, что решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы в Верховный Суд России, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Частью 4 ст. 30 .16 КоАП РФ установлено, что повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.

В п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сформулировано, что рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалованного, опротестованного постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ указанные лица в интересах законности могут проверить дело в полном объеме.

То есть лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, при обжаловании постановления по КоАП РФ в Верховном Суде может получить в надзорной инстанции де-факто судебный акт, построенный исключительно на информации из постановления и решений, которые жалобщиком ставятся под сомнение.

Например, обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде происходит по следующим основаниям:

  • ненадлежащее оформление письменных доказательств по делу при составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами (нарушен порядок заполнения, оспариваются подписи, место составления);
  • противоречия в пояснениях лица, составившего протокол об административном правонарушении, отражённые в протоколе судебного заседания в мировом суде;
  • ненадлежащая трактовка пояснений свидетеля, отраженная в протоколе судебного заседания;
  • наличие письменных ходатайств в деле об административном правонарушении, которые направлены на истребование доказательств по делу (видеозаписи), которые суд первой инстанции не рассмотрел по существу;
  • противоречия свидетельских показаний от тех, сведений которые он подтвердил как понятой в Акте (разница во времени фиксации);
  • факт отсутствия в материалах дела об административном правонарушении исследованной в открытом судебном заседании видеозаписи обстоятельств, которые подлежат доказыванию.

Кассационная жалоба по административному делу в 2019 году — образец, срок подачи, на апелляционное определение, пример, скачать, заполненный

Административное правонарушение может обернуться для беспечного гражданина судебным спором. И если он не доволен результатом, ему предстоит путь обжалования от районного суда до Коллегии ВС РФ.

  • И добиться справедливости на этом пути можно, если знать, как составить и подать кассационную жалобу по административному делу в РФ в 2019 году.
  • Административные споры нередко оборачиваются решениями, которые не могут удовлетворить либо истца, либо ответчика.
  • В этом случае российская судебная система предполагает возможность недовольной стороны обжаловать решение судьи в выше стоящих организациях.
  • Если апелляция не приносит желаемого результата, гражданин может обратиться со своей проблемой в кассационную инстанцию.
  • Но для этого ему следует знать, в какие сроки и как подается кассационная жалоба по административному делу на апелляционное определение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *