Налоговые льготы по налогу на прибыль в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые льготы по налогу на прибыль в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Спецрежимы позволяют значительно снизить налоговые отчисления по нескольким видам налогов, заменив их общим, характерным для каждого особого случая платежом. При этом необходимо соответствие определённым критериям и условиям.

Поквартальная уплата авансов

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.

Помесячная уплата авансов

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.

При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.

Например, налогооблагаемый доход организации составил:

  • за январь — 90 000 рублей;
  • за февраль — 150 000 рублей;
  • за март — 120 000 рублей.

По итогам каждого месяца следует уплатить:

  • в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
  • в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
  • в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.

Преференции для социальных организаций и учреждений культуры

Для организаций, предоставляющих соцуслуги населению, и культурных учреждений освобождение от налога действует до 1 января 2023 года.

Условия освобождения:

  1. Соответствие предоставляемых услуг утверждённому перечню.
  2. Вхождение в региональный реестр организаций , осуществляющих социальные услуги.
  3. Присутствие в штате не менее 15 служащих в продолжение одного года.
  4. Наличие оборота соцуслуг – не меньше, чем 90%.
  5. Отсутствие вексельных операций и срочных договоров.

Кроме того, для находящихся на бюджетном обеспечении театров, музеев, концертных и библиотечных организаций, предусмотрены следующие льготы:

  1. Вместо начисления амортизации они могут единовременно списывать расходы, которые произведены во время осуществления коммерческой деятельности.

К таким расходам относятся:

  • расходы на покупку или создание объектов, подлежащих амортизации;
  • расходы на реконструкцию, модернизацию, техперевооружение ОС.
Читайте также:  Как открыть пивной магазин с нуля: пошаговая инструкция

Исключение составляет недвижимое имущество.

НК РФ выделяет ряд объектов, не подлежащих амортизации учреждениями культуры, среди которых, к примеру, присутствуют предметы и произведения искусства, книги.

  • Ими не исчисляются и не подлежат уплате авансовые платежи по прибыли.
  • Декларация по налогу подаётся только по окончании года.

Дата определения доходов и расходов

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Налоговые послабления для организаций с участием инвалидов

Организация инвалидов будет признана таковой, если:

  • В составе её участников не меньше, чем 80% инвалидов, считая вместе с лицами, представляющими их в соответствии с законом.
  • Уставной капитал сформирован из взносов общественных организаций с участием инвалидов.
  • Среднесписочный состав работающих инвалидов насчитывает их не меньше, чем 50%.
  • Составляющая зарплаты инвалидов в общем фонде оплате труда – не менее, чем 25%.

При соблюдении этих условий такая организация в качестве некоммерческой, может не включать в базу по прибыли:

  • вступительные и членские взносы;
  • целевые поступления;
  • пожертвования;
  • безвозмездные услуги;
  • наследство;
  • средства, выделяемые из бюджета, связанные с выполнением уставных целей;
  • имущество, в том числе денежное, и права на него, предоставляемые для проведения благотворительных мероприятий.

Кроме того, организации с участием инвалидов получают государственную поддержку, направленную на соцзащиту их членов:

  • Ст. 264 НК РФ указывает на состав специальных расходов, связанных с такой защитой (например, изготовление и ремонт протезов, лечение, обучение и трудоустройство). На них можно уменьшить прибыль, подлежащую обложению налогом.
  • Предоставляется право на создание в течение пяти лет резерва по таким расходам.

Затраты по налогу на прибыль

Для расчета прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов), подлежащей налогообложению, нужно из выручки от их реализации на возмездной основе вычесть сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки, а также отнять соответствующие затраты, которые учитываются при налогообложении. Таковыми являются затраты, соответствующие требованиям ст. 169–172 НК. А затраты, перечисленные в ст. 173 НК, нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для целей исчисления налога на прибыль все понесенные затраты разделяются:

– на учитываемые при налогообложении прибыли;

– неучитываемые при налогообложении прибыли.

Затраты, учитываемые при налогообложении, – это экономически обоснованные затраты. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости путем проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и законодательством.

Учитываемые затраты включают в себя:

– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– нормируемые затраты.

Для того чтобы учесть затраты при расчете налога на прибыль, они должны соответствовать следующим критериям:

– должны быть экономически обоснованными;

– должны иметь стоимостную оценку;

– должны быть отражены в бухгалтерском учете;

– должны быть произведены в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– затраты, содержащиеся в перечне нормируемых затрат, не должны превышать установленные для них нормы и пределы;

– не должны быть перечислены в ст. 173 НК.

При определении валовой прибыли филиалами принимаются учитываемые при налогообложении затраты по деятельности этих филиалов.

Оценка бюджетного, социального и экономического эффектов от введения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

Вид экономической деятельности

Доля льготы, %

Количество организаций, ед.

Коэффициент бюджетной эффективности

Коэффициент социальной эффективности

Коэффициент экономической эффективности

Добыча полезных ископаемых

98,6

26

0,93

1,16

1,14

Транспорт и связь (за исключением трубопроводного)

1,2

1,20

1,20

1,14

Обрабатывающие производства (за исключением производства нефтепродуктов)

0,01

0,52

1,14

1,11

Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

0,02

0,72

1,05

1,08

Строительство

0,2

0,75

1,18

1,25

Всего

100,0

38

Низкие значения показателя бюджетной эффективности объясняются уменьшением налоговой базы [4].

Налоговые послабления для организаций с участием инвалидов

Организация инвалидов будет признана таковой, если:

  • В составе её участников не меньше, чем 80% инвалидов, считая вместе с лицами, представляющими их в соответствии с законом.
  • Уставной капитал сформирован из взносов общественных организаций с участием инвалидов.
  • Среднесписочный состав работающих инвалидов насчитывает их не меньше, чем 50%.
  • Составляющая зарплаты инвалидов в общем фонде оплате труда – не менее, чем 25%.
Читайте также:  Можно ли узнать, кто подал заявку на электронный аукцион

При соблюдении этих условий такая организация в качестве некоммерческой, может не включать в базу по прибыли:

  • вступительные и членские взносы;
  • целевые поступления;
  • пожертвования;
  • безвозмездные услуги;
  • наследство;
  • средства, выделяемые из бюджета, связанные с выполнением уставных целей;
  • имущество, в том числе денежное, и права на него, предоставляемые для проведения благотворительных мероприятий.

Кроме того, организации с участием инвалидов получают государственную поддержку, направленную на соцзащиту их членов:

  • Ст. 264 НК РФ указывает на состав специальных расходов, связанных с такой защитой (например, изготовление и ремонт протезов, лечение, обучение и трудоустройство). На них можно уменьшить прибыль, подлежащую обложению налогом.
  • Предоставляется право на создание в течение пяти лет резерва по таким расходам.

Оплата налога на прибыль

Можно пользоваться не только расчётным счётом, принадлежащим организации, но и другими инструментами для решения этого вопроса:

  • Почтовая связь. Но она доступна только физическим лицам.
  • Портал Госуслуги. Главное – пройти регистрацию и подтвердить учётную запись. Остаётся подать запрос о представлении справки, описывающей текущие задолженности.
  • Официальный сайт ФНС, на котором тоже пройдена регистрация, занимающая буквально несколько минут. Нужно будет получить доступ к Личному Кабинету, который в будущем используется для сбора важной информации относительно налогоплательщика.

Перед тем, как платёж завершится, обязательно проверяют корректность введённых данных. Обычно информация попадает к сотрудникам налоговой службы не позднее, чем через 24 часа после совершённого действия.

Отдельный запрос при необходимости направляют, когда требуется получить подтверждение в бумажной форме.

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  1. Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  2. В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  3. Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  4. В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.

Музеям, театрам и библиотекам — нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020

С 01.01.2020 ст. 284 дополняется п. 1.13, где говорится, что к налоговой базе, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, применяется налоговая ставка 0 % с учетом особенностей, установленных ст. 284.8 НК РФ (также вводимой с указанной даты).

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ 90 %
Все доходы, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2021 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2021 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2021 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2024годах.

Читайте также:  Налог при дарении квартиры: нужно ли платить, какой размер в 2023 году

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%).

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Примеры с пояснением Минфина

Министерство цифровых технологий совместно с IT-компаниями и ФНС разработало Письмо от 18.12.2020 № 03-07-07/111669. Имеющееся приложение составляет примеры ситуаций, которые касаются конкретных налогоплательщиков, реализующих собственные программы ЭВМ и баз данных по ним.

В примеры включены налогоплательщики, имеющие исключительные права на:

  • комплексное ПО, которое обеспечивает работу системы электронного документооборота
  • ПО по регулированию отношений с клиентами (CRM)
  • ПО, которое проводит анализ и контроль контрагентов
  • ПО, позволяющее организовывать весь процесс основания, редактирования и управления сайтом (CMS)
  • ПО, которое уже включено в единый реестр российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных

Также туда вошли те, кто получил права на основании лицензионного договора и предоставляет право на использование ПО по другому сублицензионному соглашению.

Доходы, которые участвуют в расчёте налога

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  1. Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  2. В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  3. Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  4. В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.

Участникам региональных инвестпроектов

В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  1. Включение в реестр участников региональных инвестпроектов.
  2. Обеспечение дохода в размере не менее 90% от реализации товаров в рамках выполнения регионального инвестпроекта.

С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *