Возражение на акт налоговой проверки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возражение на акт налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.
Акт камеральной налоговой проверки
По итогам любой камеральной проверки инспекторы делают выводы, нарушил ли налогоплательщик законодательство или нет. Если факты нарушения удалось выявить, сотрудники инспекции в течение 10 дней после окончания проверки составляют акт камеральной проверки (в соответствии с п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.). Исходя из изложенной в нем информации, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или нет (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Отсутствие акта является для суда основанием для отмены решения, вынесенного ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверки – даже в случае выявления нарушений (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Услуги компании ПравоЗащита при подготовке возражений на акт налоговой проверки
Сопровождение налоговых проверок как часть стратегии по защите бизнеса и граждан – одна из приоритетных сфер деятельности для нашей компании. Наша команда состоит из профессионалов с опытом работы в фискальных службах, которые отлично знают НК РФ и правоприменительную практику. Специалисты оказывают помощь по разным направлениям – от составления возражений на акт налоговой проверки по НДФЛ для частных лиц до подготовки возражений на акт налоговой проверки НДС для представителей малого и среднего бизнеса.
Любая проверка со стороны фискальных служб несет в себе риск материальных и репутационных потерь. Содействие команды ПравоЗащита позволяет избежать:
- крупных доначислений;
- штрафов;
- ареста активов;
- блокировки счетов;
- уголовного преследования.
Оптимальное начало сотрудничества – бесплатная консультация, на которой юрист изучает ситуацию и дает полезные советы. После этого клиент выбирает формат сотрудничества и подписывает договор об оказании услуг. Помощь профессионала после проверки включает:
- урегулирование споров с ФНС;
- анализ претензий, поиск смягчающих обстоятельств и формирование правовой позиции подзащитного;
- составление убедительного возражения на акт налоговой проверки;
- взаимодействие с государственными органами в качестве представителя доверителя;
- подачу апелляционной жалобы на решение ИФНС;
- оспаривание налогового акта в суде.
Благодаря квалифицированной поддержке налогоплательщик может избежать незаконных доначислений, уголовного преследования, имущественной и субсидиарной ответственности.
Помимо составления возражений на акт налоговой проверки профессионалы предлагают и другие методы защиты от необоснованных и неправомерных действий сотрудников ФНС. Такие методы реализуются на этапе подготовки к проверке и во время ее поведения, чтобы предотвратить негативные последствия с минимальным ущербом.
Компетенцией юристов и консультантов компании ПравоЗащита является:
- налоговый аудит, выявление рисков;
- сбор доказательств в пользу налогоплательщика;
- разработка инструкций по взаимодействию с фискальными органами;
- представительство интересов подзащитного на комиссии в ИФНС;
- юридическое сопровождение выездной проверки;
- поиск и фиксация нарушений со стороны ИФНС.
Часто можно встретить совет, что не стоит сразу выкладывать все «козыри», и если акт содержит в себе как формальные, так и материальные ошибки, то о формальных лучше умолчать и использовать их потом в суде. Якобы подобная тактика не дает налоговикам возможность подправить свои процессуальные ошибки, устроить дополнительные проверки и выявить еще большие нарушения.
С нашей точки зрения подобная тактика ничем не оправдана, поскольку:
- копия акта выдается налогоплательщику, а значит сфальсифицировать его просто невозможно;
- устроить дополнительные проверки налоговая может и после решения вышестоящего налогового органа или суда;
- если у вас имеются серьезные нарушения в документации, то лучше вообще не вступать в противостояние с налоговой.
Поэтому хитрить и умалчивать о чем-либо при написании возражений не стоит. Следует написать обо всех нарушениях при составлении акта и о причинах своего несогласия с выводами контролеров.
Нет ни одного законодательного акта, который регламентировал бы форму возражений. Это значит, что при их составлении следует руководствоваться общими правилами написания жалоб и соображениями здравого смысла.
Срок и процедура рассмотрения возражений на акт налоговой проверки
В пункте 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ указывается, что, прежде чем материалы проверки будут рассмотрены, налоговики должны:
- сообщить, кто будет рассматривать материалы конкретного проверочного мероприятия;
- зафиксировать, явились ли лица, которых пригласили участвовать в рассмотрении;
- если участвует законный представитель организации, в отношении которой выполнялась проверка, его полномочия должны быть проверены;
- сообщить права и обязанности тех, кто участвует в рассмотрении, согласно статьям 21 и 23 Налогового кодекса РФ;
- если один из участников будет отсутствовать, рассмотрение материалов контроля должно быть перенесено.
После того как материалы контроля будут рассмотрены, может быть вынесено одно из заключений:
- требуется провести дополнительное проверочное мероприятие, об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ;
- следует привлечь к ответственности компанию, которая нарушила закон, согласно пункту 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ4;
- отказать в привлечении к ответственности фирмы (п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ);
- привлечь виновных лиц к ответственности за нарушение закона согласно пункту 8 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ;
- отказать в привлечении лица к ответственности за нарушение налогового законодательства согласно пункту 8 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ.
Сроки подачи возражения на акт налоговой проверки
Если вы не согласны с результатами налоговой проверки и хотите подать возражение, лучше не медлить и действовать сразу же. Однако это не всегда возможно – нужно тщательно проанализировать документы из налоговой, найти несоответствия, сформировать свои претензии и правильно их оформить – на все это требуется время. Однако нужно помнить, что сроки, в которые можно подать возражение, ограничены законодательно.
Несмотря на то, что камеральная и выездная проверки имеют различное время проведения, сроки подачи возражений на их результаты не различаются и составляют 30 дней с момента, когда руководитель предприятия получит на руки итоговый акт. Если этот срок будет пропущен, в обычном порядке подать возражение не получится, потому нужно стараться его не нарушать. Однако если невозможность подачи возражения вовремя стала результатом действия непреодолимой силы (форс-мажор), болезни, длительной командировки, и это подтверждается документально, через суд можно восстановить пропущенные сроки и подать возражение. Однако это крайние меры, намного проще просто соблюдать установленные сроки – месяца вполне достаточно, чтобы изучить документы, сформировать основания для обжалования, подготовить и подать возражение в налоговую.
Отличия возражений при различных видах налогов
При составлении возражений учитываются нормы, установленные для каждого вида налогов.
Положение | НДФЛ | НДС | Налог на прибыль |
Налоговый период для определения санкций | Год | Квартал для обычных видов деятельности | Год |
Законодательная норма НК РФ | Глава 23 | Глава 21 | Глава 25 |
Ссылка на документы от контрагентов | Основания отсутствуют, учет ведется в разрезе работников | Приводятся ссылки на документы от каждого партнера | Используются документы первичного учета от партнеров и самостоятельно сформированные – расчеты, внутренние накладные, акты, справки |
Возможные нарушения | Несвоевременность удержания, перечисления налога, ошибки предоставления вычетов | Неправомерность вычетов, занижение базы, нарушение периодов применения вычетов | Занижение базы, принятие к учету неоправданных расходов, недостоверность первичного учета |
Возражение на акт налоговой проверки состоит из двух частей — общей и содержательной. В общей части приводятся основные сведения о налогоплательщике — наименование, ИНН, КПП, адрес, и прочие реквизиты. Кроме того, в этой части следует указать дату начала и окончания проверки, а также наименование налогов, по которым она проводилась. В содержательной части целесообразно:
- перечислить конкретные положения акта проверки, которые вызвали у налогоплательщика возражение;
- обосновать эти возражения, сославшись на нормы Налогового кодекса и других законов, на разъяснения государственных органов и прочую официальную информацию;
- привести сложившуюся по аналогичным делам арбитражную практику.
К письменному возражению налогоплательщик может приложить документы или их копии, которые подтвердят обоснованность его мнения.
Акт налоговой проверки и его правовая сущность
Акт налоговой проверки — это документ, который фиксирует результаты проведенной проверки и содержит позицию контролеров по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком.
Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках. Однако при выездных это происходит всегда, а при камеральных только в том случае, если налоговики выявили нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ)
Ранее мы подробно рассказывали об акте камеральной проверки и акте выездной проверки.
Акт не является итоговым документом. Он информирует налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков, но не содержит каких-либо требований к нему и не порождает правовых последствий — а значит, не может быть обжалован в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О). Итоговым документом выступает решение, принимаемое в ходе рассмотрения материалов проверки, к которым относится в том числе и акт.
Об обжаловании «проверочного» решения читайте в статье «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».
Таблица. Основные процессуальные нарушения, которые могут стать основанием для отмены решения инспекции
N |
Вид нарушения |
Нарушенная |
Примеры судебных решений и разъяснения |
1 |
На этапе составления и вручения акта |
||
1.1 |
В рамках |
Пункты 3 |
Пункт 2.5 Определения КС РФ от 12.07.2006 |
1.2 |
Решение вынесено |
Пункт 5 |
Пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ |
1.3 |
В итоговой части |
Пункт 4 |
Пункт 1.9 требований к составлению акта |
1.4 |
Акт проверки |
Пункт 2 |
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа |
1.5 |
В результате |
Пункт 5 |
Постановления ФАС Московского от 07.12.2010 |
2 |
На этапе уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения |
||
2.1 |
Решение инспекции |
Пункт 2 |
Постановления ФАС Московского от 11.07.2011 |
2.2 |
Налогоплательщик |
Пункт 2 |
Постановления ФАС Московского от 26.11.2008 |
2.3 |
В уведомлении |
Пункт 2 |
Постановления ФАС Западно-Сибирского |
2.4 |
Уведомление |
Пункт 2 |
Постановление ФАС Московского округа |
2.5 |
Уведомление |
Пункт 2 |
Постановления ФАС Северо-Кавказского |
2.6 |
Уведомление |
Пункт 2 |
Постановления ФАС Московского от 29.08.2011 |
2.7 |
Налогоплательщик |
Пункт 2 |
Постановления ФАС Московского от 23.08.2010 |
2.8 |
Запись о получении |
Пункт 2 |
Постановления ФАС Северо-Кавказского |
2.9 |
Квитанции |
Пункт 2 |
Постановления ФАС Московского от 03.07.2009 |
3 |
На этапе дополнительных мероприятий налогового контроля |
||
3.1 |
В решении отражены |
Пункт 6 |
Постановления ФАС Московского от 26.05.2011 |
3.2 |
Не была |
Пункт 2 |
Письма Минфина России от 26.10.2011 |
4 |
На этапе принятия решения |
||
4.1 |
Решение вынесено |
Пункт 6 |
Письмо Минфина России от 15.07.2010 |
4.2 |
Внесение изменений |
Статья 101 |
Постановления Президиума ВАС РФ от 22.01.2008 |
4.3 |
Вынесение решения |
Статья 100 |
Постановления ФАС Московского от 24.02.2011 |
4.4 |
Отсутствие в |
Пункт 8 |
Пункт 10 Информационного письма Президиума |
4.5 |
Наличие в решении |
Пункт 8 |
Постановления ФАС Западно-Сибирского |
4.6 |
Неверная |
Пункт 8 |
Информационное письмо Президиума ВАС РФ |
4.7 |
Решение подписано |
Статья 101 |
Постановления Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 |
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Срок, установленный для рассмотрения материалов проверки, может быть продлен по решению инспекции, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). Форма такого решения приведена в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@. В нем обязательно указывается основание (причина) продления срока. Налогоплательщик должен быть ознакомлен с указанным решением.
Как правило, продление связано с необходимостью проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При их проведении налоговики вправе использовать ограниченный набор контрольных процедур (п. 6 ст. 101 НК РФ):
- истребование документов у налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ;
- истребование документов о налогоплательщике у контрагентов и иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ;
- допрос свидетеля;
- проведение экспертизы.
Осуществление иных контрольных процедур на данном этапе незаконно и может привести к отмене решения по результатам проверки.
Причем основной целью указанных мероприятий является получение дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих факт нарушений, отраженных в акте проверки (п. 6 ст. 101 НК РФ). Поэтому налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за нарушения, выявленные в ходе дополнительных мероприятий, но не отраженные в акте проверки (п. 3.1 таблицы).
Налоговый кодекс не содержит требований к оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Руководствуясь этим, Минфин России делает вывод об отсутствии у налоговых органов обязанности составлять акт или справку по результатам таких мероприятий (Письмо от 26.10.2011 N 03-02-08/112). Несмотря на это, налоговые органы обязаны до вынесения решения ознакомить налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий, а также обеспечить ему возможность представить свои возражения и участвовать в рассмотрении материалов проверки (п. 3.2 таблицы).
Возражение на акт налоговой проверки состоит из двух частей — общей и содержательной. В общей части приводятся основные сведения о налогоплательщике — наименование, ИНН, КПП, адрес, и прочие реквизиты. Кроме того, в этой части следует указать дату начала и окончания проверки, а также наименование налогов, по которым она проводилась. В содержательной части целесообразно:
- перечислить конкретные положения акта проверки, которые вызвали у налогоплательщика возражение;
- обосновать эти возражения, сославшись на нормы Налогового кодекса и других законов, на разъяснения государственных органов и прочую официальную информацию;
- привести сложившуюся по аналогичным делам арбитражную практику.
К письменному возражению налогоплательщик может приложить документы или их копии, которые подтвердят обоснованность его мнения.
Обжалование акта камеральной налоговой проверки
Любое несогласие с актом проверки, будь то неправильное его оформление или фактические ошибки при выявлении нарушений, дают право бизнесу отстаивать свои интересы путем обжалования результатов. Если вы уверены в своей правоте и вовремя примите необходимые меры, есть немалые шансы на окончательный успех и минимизацию негативных последствий проверки для компании. Однако, чтобы все прошло успешно, нужно строго придерживаться установленных правил обжалования.
Возражения на акт выездной налоговой проверки / Налоговые адвокаты
Итак, прошла выездная налоговая проверка. Инспекторы завершили её и выдали налогоплательщику справку. Справка означает, что проверка закончена, и больше никаких мероприятий не будет: ни допросов, ни запросов, ни изучения документов, ничего.
После выдачи справки инспекция в течение 2-х месяцев анализирует собранную информацию и к окончанию этого срока должна составить акт выездной налоговой проверки.
По итогам выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. В акте описываются все мероприятия налогового контроля, которые были проведены проверяющими и что в ходе данных мероприятий было установлено.
По итогам камеральной проверки акт составляется если только будут выявлены нарушения налогового законодательства.
Образец заполнения возражений по акту
Руководителю ИФНС № 5529
Викторовой М.П.
От ООО «Стройтекс»,
ИНН 5529015690/552901001,
ОГРН 2135529170201,
г. Омск, ул. Павлова, д.8
тел. 237-15-12
Возражения
на акт выездной налоговой проверки
ООО «Стройтекс» № 325 от 09.07.2016
Налоговой Инспекцией № 5529 в период с 10.03.2016 по 10.05.2016 была проведена проверка выездного характера ООО «Стройтекс». Акт № 325 от 09.07.2016, составленный по результатам проверки, получен директором ООО «Стройтекс»10.07.2016.
В соответствии с правом, предоставленным ст. 100 НК РФ, представляем свои возражения по Акту№ 325 от 09.07.2016 (далее – Акт).
Согласно п. 3.5 Акта, в ходе проведения проверки Инспекцией обнаружен факт неправомочного применения вычета по НДС в 3 квартале 2014 года, повлекшего неуплату налога в размере 125 700 рублей. Сумма НДС была выставлена контрагентом ООО «Вести» в счет-фактуре № 266 от 12.08.2014 по поставке движимого оборудования«Погрузчик». Основанием неправомочности применения вычета Инспекция посчитала фактическоенеиспользование техники в указанном периоде в связи с отсутствием в штате водителя.
Возражения на акт налоговой проверки: срок
Будучи письменным обращением в ИФНС, констатирующим несогласие в определенных пунктах с актом ревизии, возражения на акт выездной налоговой проверки могут быть представлены в канцелярию территориальной ИФНС либо отправлены по почте. Сделать это можно в течение 1 месяца, после получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Унифицированной формы этого документа не существует, но ФНС разработан весьма удобный вариант « Возражения на акт налоговой проверки».
Отметим, что представленная форма подходит для предъявления возражений при любом статусе проведенных налоговых проверок – камеральных или выездных. Компании зачастую разрабатывают форму документа, изменяя ее, в зависимости от отмеченных в акте нарушений. Предлагаем еще один, часто встречающийся документ.