Как правильно составить эффективный контракт для контрактного управляющего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно составить эффективный контракт для контрактного управляющего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При переводе сотрудника на эффективный контракт необходимо учитывать, что положения, включенные в этот документ постоянно совершенствуются. Например, критерии эффективности деятельности могут изменяться или дополняться. Поэтому изменения, вносимые в документ могут быть не одноразовыми, а многократными.

Основные условия, положения и особенности эффективного контракта.

Эффективный контракт призван согласовать оплату труда и «социальный пакет» с выполнением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Для достижения данной цели эффективный трудовой контракт обеспечивает уточнение и конкретизацию трудовой функции работника, показателей и критериев оценки эффективности его деятельности, размера его вознаграждения. Программой также оговорено поощрение за достижение коллективных результатов труда.

Система показателей эффективности, соответствующие таким показателям стимулирующие выплаты, критерии и условия их назначения должны найти отражение в положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений.

Наиболее уязвимой частью эффективного контракта остаются конкретные показатели эффективности труда. Программа предусматривала введение взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника. Так, Письмом Минкультуры РФ от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ направлены Методические рекомендации по взаимоувязке системы отраслевых показателей эффективности деятельности в сфере культуры от федерального уровня до конкретного учреждения и работника. К сожалению, это единичный документ, аналогичных нормативных актов (с такой же степенью детализации задачи, поставленной в Программе) нет. В таких условиях при разработке (модификации) показателей эффективности учреждения можно воспользоваться следующей нормативной базой:

  • Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;

  • Приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;

  • Приказ Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920;

  • Приказ Минтруда РФ от 01.07.2013 № 287.

Отличия трудового договора от эффективного контракта

Если принято решение о необходимости перехода на эффективный контракт, то в прежний документ будет необходимо внести следующие изменения:

  1. Уточнить выполняемые сотрудником трудовые функции.
  2. Конкретизировать то, в чём заключается его деятельность.
  3. Сформулировать критерии, в соответствии с которыми будет оцениваться эффективность работы.
  4. Уточнить все вопросы, связанные с получаемыми сотрудником вознаграждениями.

Также должны быть предусмотрены меры поощрения за достижение коллективных результатов.

Ранее в бюджетной сфере выплаты носили стабильный характер. Их величина определялась должностью и выслугой лет. Такая организация работы приводила к тому, что производительность труда и качество работы не оказывали никакого влияния на получаемую оплату труда.

Применение эффективных контрактов существенно изменило ситуацию. Теперь при внедрении рассматриваемой системы работы, подробно рассматриваются различные критерии эффективности деятельности. Их можно разделить на несколько групп:

  • результаты личного труда работника;
  • показатели, которые характеризуют эффективность работы всей организации;
  • выполнение показателей, предусмотренных планом.

Этапы перехода на новый договор

Процедура внедрения использования эффективного договора происходит в несколько шагов:

  1. Начальник издает приказ о том, что планируется внедрить использование рассматриваемого типа контрактов в учреждении.
  2. Необходимо организовать группу сотрудников, в чьи обязанности будет входить внедрение нового типа контрактов.
  3. Выполняется анализ документации, имеющейся в организации на предмет соответствия Программе и другим нормативным документам в этой сфере.
  4. Выполняется разработка используемых показателей эффективности по отношению к каждому работнику. Важно отметить, что такая работа происходит постоянно, а не заканчивается в какой-то момент времени.
  5. На основании проведенной подготовки разрабатывается форма эффективного трудового договора.
  6. Происходит корректировка положений внутренних документов организации. Изменения, необходимые для внедрения новых трудовых соглашений, вносятся в должностные инструкции, учитываются в Положении об оплате труда, отражаются в коллективном договоре.
  7. После того, как подготовлены необходимые документы, сотрудников уведомляют о предстоящих изменениях.
  8. В порядке, предусмотренном законодательством, производится подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Читайте также:  Пособие на погребение в Санкт-Петербурге

С новыми сотрудниками эффективный трудовой контракт подписывается при поступлении на работу.

Эффективный контракт по ТК РФ

Вопрос о переходе к использованию эффективных контрактов для найма работников впервые в России был поднят в 2012 году в Бюджетном Послании Президента РФ. Это было связано с совершенствованием системы найма государственных служащих. На основе Послание в этом году была утверждена Программа, предусматривающая поэтапное совершенствование системы найма государственных и муниципальных служащих (Программа).

В этом документе была указана необходимость перехода к заключению таких трудовых контрактов, которые определяют оплату труда и социальные пакеты работника в зависимости от достигнутых им успехов, от качества и количества порученной им работы.

Как перейти с трудового договора на эффективный контракт?

При дифференцированной оценке деятельности сотрудников, принципиальное значение получают показатели работы, уровень квалификации и отсутствие претензий.
Поэтому, данная форма характерна для образовательной и медицинской сфер. Среди стимулирующих и компенсационных доплат, следует указать:

  • При эффективной форме, значение имеет выход за пределы нормального рабочего графика. При переработке, выполнении функций в ночное время, в выходные и другие нерабочие дни, сотрудники получают дополнительные средства;
  • Эффективное соглашение предусматривает такие понятия, как интенсивность труда и высокие показатели деятельности сотрудника;
  • Большое значение имеет высокое качество труда, которое оценивается на основании целого ряда критериев.

При этом законодательными и подзаконными актами предусмотрен определенный порядок перехода с обычного трудового договора на эффективный контракт. Поскольку главное значение имеют критерии оценки и показатели труда, их формирование происходит на каждом конкретном предприятии с участием представителей профсоюзов.
При отсутствии таких организаций, подобные предложения по включению своих критериев в эффективный контракт, могут вносить работодателю представители трудового коллектива.
Поэтому, необходимо согласовать указанные предложения и сформировать на их основании трудовые договора. При этом сотрудники имеют право не подписывать их, до ознакомления с условиями оценки труда. Однако после ознакомления с документом в окончательной редакции, сотрудник обязан подписать его.

Стоит отметить, что решение работодателя о введении эффективного контракта является обязательным для должностных лиц.

Методические ориентиры

Выше мы уже сказали, что стандартизованных (принятых на уровне федерального законодательства) критериев, которые должны содержаться в трудовых договорах, пока не выработано. Есть только рекомендуемые методические ориентиры. Перечислим некоторые из них.

1. Форма эффективного контракта в образовании должны быть составлена таким образом, чтобы показатели качества работы были в целом взаимно равновесны. То есть нежелательно в составлении соответствующих критериев делать уклон на какие-то конкретно. Потому как учитель, углубившись в работу, направленную на соответствие им, может упустить из виду выполнение других важных задач. Ключевые критерии эффективности должны быть проработаны, исходя из равной их значимости.

2. Показатели качества работы должны быть конкретизированы, а не звучать абстрактно. Это необязательно какие-то цифры — более того, слишком сильно увлекаться количественными характеристиками, как полагают некоторые эксперты, не всегда целесообразно. Не следует ставить показателем эффективности, к примеру, количество оценок «отлично» за четверть. Преподаватель может, если того пожелает, ставить их как угодно много. Однако критерии должны быть сформулированы так, чтобы по факту выполнения учителем такой-то работы она однозначно определялась как эффективная. Например, это может быть работа по обеспечению полного выполнения домашних заданий по литературе. Критерий эффективности — как вариант, отсутствие двоек за несделанную домашнюю работу в дневниках.

Читайте также:  Верховный Суд разъяснил, как считать срок давности при ДТП

3. Проверяемость показателей качества. То есть они, а также соответствующие критерии должны быть такого свойства, чтобы руководство школы однозначно идентифицировало их достоверность. Например, не самый лучший показатель качества — проведение уроков в дружелюбной атмосфере, однако вполне допустимый — использование методов психофизической разгрузки по окончании занятий 3 раза в неделю.

В числе изложенных в письмах Минобрнауки показателей качества, разработанных для руководителей школ, можно выделить следующие.

Во-первых, это соответствие деятельности образовательного учреждения профильному законодательству. Какие критерии могут быть в оценке соответствующего показателя? Министерство выделяет следующие:

Отсутствие (или снижение динамики) предписаний со стороны надзорных органов;

Нет жалоб от каких-либо проверяющих инстанций;

Государственное или выполнено в полном объеме;

Во-вторых, это удовлетворенность родителей и самих учеников качеством предоставляемых школой образовательных услуг. Критерии:

Процент учеников и родителей, давших положительную оценку деятельности школы по итогам года или четверти (исходя из данных анонимных опросов, например);

Отсутствие жалоб на собраниях.

В-третьих, это может быть информационная открытость образовательного учреждения. Критерии:

Функционирование сайта школы;

Публикация ключевых сведений бухгалтерского и финансового-хозяйственного профиля;

Информирование родителей о проводимых мероприятиях и результативности деятельности школы в ключевых направлениях работы.

В-четвертых, показателем качества может быть привлечение молодых специалистов. Критерии здесь:

Процент молодых специалистов в штате школы;

Проработанный механизм стимулирования эффективной работы учителей, только что пришедших в учебное заведение;

Наличие внутренней программы наставничества.

Это очень условный пример эффективного контракта в образовании в части показателей качества и соответствующих им критериев. Отражает он, как мы уже сказали выше, специфику работы руководства школы. Но приблизительный ориентир главным образом в аспекте структуры соответствующего договора мы получили.

Заключение с новым работником

Для заключения соглашений такого типа, прежде всего, необходимы предварительные изменения внутри предприятия в порядке, установленном законодательством.

Со стороны государства и местных органов власти необходимо методическое обеспечение, которое включает правила и требования для заключения трудовых отношений с работниками по установлению показателей, критериев и условий выдачи стимулирующих выплат.

На уровне предприятия должны быть проведены следующие правовые реформы:

  1. Внесение соответствующих изменений в коллективные трудовые договоры (если целесообразно) в порядке, установленном ст.44 ТК РФ.
  2. Реформа положения об оплате труда (ст.135 ТК РФ), с учетом мнения профсоюзов или иного представительного органа работников (ст.372 ТК РФ). Важно: Сотрудников учреждения необходимо уведомить об изменениях в трудовом договоре не позднее двух месяцев до введения изменений (ст.74 ТК РФ).
  3. Подготовить бланки дополнительных соглашений к трудовому договору.

Нанимающимся работникам необходимо подписать новый разработанный эффективный контракт.

Первоначально это наименование прозвучало еще в Бюджетном Послании Президента РФ, которое датировано 28.06.2012. То есть под эффективным договором подразумевается оформление документа в индивидуальном порядке. В процессе составления обязательно предусматриваются различные аспекты трудовой деятельности и взаимоотношений с работодателем сотрудника.

Если говорить о законодательном уровне, то этот контракт определяют в целом как типичный среднестатистический трудовой договор, просто что он имеет более широкое определение каждого пункта с четким очерчиванием обязанностей и иных нюансов труда. А потому за него отвечают обычный Трудовой Кодекс и ряд нормативных актов:

  • Ст.15 ТК РФ;
  • Ст. 56 ТК РФ;
  • Распоряжение Правительства РФ, подписанное 26.11.2012, No2190-р;
  • Поручение Президента РФ, изданное 27 июля 2012 г.;
  • Ст. 57 ТК РФ;
  • Приказ Минтруда РФ No 167н.
Читайте также:  Соглашение об уплате алиментов на ребенка у нотариуса

Если исходить из распоряжения-послания президента, то эффективный договор в целом похож на обычный, но имеет и некоторые различия.

Чем отличается эффективный контракт от трудового договора

Файлы материала: pdf скачать → (107876 байт) doc скачать → (21274 байт)

Опубликовано: 24.03.2014 / Комментарии: 0 / Просмотры: 29570

  • Начать разговор об эффективном контракте хочу с небольшого экскурса в новейшую историю оплаты труда работников образовательных учреждений России.
  • — «осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании;
  • — упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников;
  • — создать механизм поддержания этих соотношений» — на законодательном уровне была закреплена в соответствующем постановлении правительства еще в 1992 г.

Данную ситуацию в терминах современных информационно-коммуникационных технологий можно назвать « Система оплаты труда работников образования. Версия 1.0 ».

Процедура перевода сотрудника

Процедура изменения данных контракта регламентируется статьей 74 ТК РФ и может быть выполнена только при взаимном соглашении сторон; нижеописанные случаи также опираются на данное утверждение:

  1. В одностороннем порядке – работодатель имеет право на корректировку контракта в связи с существенной реструктуризацией предприятия и фактической невозможностью продолжения сотрудничества по заданным условиям. В таком случае необходимо уведомить (не менее чем за два месяца) сотрудника, сообщить о причинах изменений и предложить альтернативу, соответствующую его профессиональным навыкам. При получении отказа, трудовое соглашение расторгается (п.1 ч1. ст. 77 ТК РФ).

  2. По соглашению сторон – согласно ст. 72 ТК РФ работник имеет право подать заявление, составленное по общему порядку заполнения деловых бумаг, на имя руководителя с просьбой о корректировке контракта с указанием причин, характера и сроков предполагаемого исполнения. В случае положительного ответа, подписывается дополнительное соглашение к основному документу.
  3. Для всех работников – не затрагивая трудовую функцию, при предоставлении доказательств, что организация претерпела существенные организационные и технологические модернизации.
  4. Для одного работника – в общем порядке процедуры, указанной в пункте 1.

Что такое эффективный контракт с педагогом

Термин был введен пять лет назад после принятия Программы совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. Согласно этим документам, работодатели бюджетного сектора экономики обязаны заключить со всеми сотрудниками (в том числе — с педагогическими работниками) эффективные договоры до 2019 года.

В сфере образования переход на новую систему оплаты труда призван обеспечить конкурентоспособный уровень зарплаты педагогических работников. Перед образовательным учреждением ставятся следующие многоплановые задачи:

  • отказ от стимулирующих выплат за показатели, которые носят неопределенный характер (например, «добросовестное выполнение трудовых обязанностей»), и замена их на измеримые показатели;
  • исключения из числа стимулирующих выплат, которые традиционно расцениваются как гарантированная часть зарплаты педагога;
  • разграничение ФОТ на гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую части (оплата за особую результативность и эффективность).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *