Как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Норма о том, что специальные технические средства, относящиеся к средствам измерений, а проще, дорожные камеры, должны соответствовать требованиям и проходить поверки указаны как в текущей, так и в новой версии документа. Однако, теперь к списку контроля добавлены и «иные» средства. К ним можно отнести в том числе и личные мобильные телефоны инспекторов, которые не требуют никакой дополнительной поверки.

Фейк о скрытом патрулировании

Многие издания сообщают несколько неверно трактованную информацию о том, что якобы теперь патрульные машины могут быть без цветографической схемы, а сотрудники полиции – в гражданском. И таким образом они могут выявлять нарушения ПДД и штрафовать водителей.

Это не совсем так.

Изменения коснулись, действительно, форменной одежды – её в новой редакции Приказа можно не надевать (пункт 12). А патрульные машины без раскраски можно было использовать и до поправок. Однако, в этом случае у сотрудника ГИБД нет права остановки транспортного средства и вынесения постановления с наказанием.

Таким образом, получаем четыре варианта надзора.

  1. Сотрудники на патрульном автомобиле ГИБДД в раскраске полиции и в форменной одежде – допускаются все законные административные действия.
  2. Сотрудники на патрульной машине без цветографической схемы, но в форме – имеют право остановки, составления протокола, выписывания штрафа и выполнять все другие законные процедуры (как и пунктом выше).
  3. ДПС в машине без цветографии и без формы – могут фиксировать нарушения, а затем передавать их нарядам в форме, которые уже могут привлекать водителей к ответственности. Самостоятельно даже останавливать машины они не имеют права.
  4. А вот в гражданском авто, не относящимся к патрульным, даже будучи в форменной одежде сотрудники вести надзор не могут.

Что запрещено инспектору ДПС?

На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:

  • инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
  • останавливать автомобили без причины,
  • при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
  • производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
  • запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2023 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
  • курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на «ты»,
  • требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.

Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.

Порядок осмотра и досмотра

Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:

  • получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
  • необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
  • имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.

Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:

  • проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
  • проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
  • задержание правонарушителей.

О спецмероприятиях расскажут лично в подразделении

Зачастую автомобилистов останавливают для проверки в рамках различных операций. Некоторые водители требуют предъявить им документы, подтверждающие проведение подобных рейдов. По предлагаемому проекту порядка, эту информацию им предоставят, но для этого придется проехать в подразделение ГИБДД.

Читайте также:  Это нужно знать каждому дачнику: гайд по налогам и льготам 2020 года

«Участник дорожного движения в случае необходимости вправе ознакомиться с документами, затрагивающими его права и свободы и подтверждающими проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, за исключением документов, содержащих информацию ограниченного распространения, по месту дислокации подразделения Госавтоинспекции или территориального органа МВД России на районном уровне, в зоне ответственности которых такие мероприятия проводятся», — прописано в документе.

Электронный вид документов водителя коммерческого транспорта

Важные изменения коснулись пункта 2.1.1 ПДД, закрепляющего список документов, которые должен предоставить водитель в случае требования инспектора ГИБДД. В новом виде пункт 2.1.1 содержит поправку о том, что водитель имеет право предъявлять как бумажный формат, так и документы в электронном виде, если они оформлены согласно всем требованиям действующего законодательства.

Пакет документов, которые может в электронном виде предоставить сотрудник, управляющий коммерческим транспортом, включает:

  • Накладные на транспортируемые объекты;
  • Заказ-наряд;
  • Сопровождающая ведомость;
  • Страховой полис (ОСАГО) и другую документацию.

Действующая нормативно-правовая база предусматривает законность предъявления электронного документа только в том случае, если он изначально оформлен подобным способом. Если же документ оформляется в бумажном формате, то предъявляется только оригинал. Так, нельзя показать фотографию путевого листа вместо электронной формы документы, такой вариант считается незаконным.

Патрульные машины разрешили прятать

Согласно актуальному на данный момент порядку (регламент ГИБДД 20 октября) представители инспекции по безопасности дорожного движения должны соблюдать следующие требования по размещению патрульных транспортных средств при выполнении работы:

«При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.»

Но из этого вполне очевидного правила есть исключения:

«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.»

То есть, когда речь идет о выполнении патрулирования участков местности с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций, а также при работе с камерами, необходимыми для регистрации фиксируемых нарушений на видеозаписи, у инспекторов есть возможность использовать любые естественные неровности, а также баннеры или иные элементы ландшафта искусственного происхождения для маскировки машины с эмблемой, проблесковыми маячками, иной символикой ведомства.

Помимо этого, в тексте имеются следующие указания:

«Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.»

По сути, новый регламент ГИБДД (октябрь 2017) узаконил и без того используемые по умолчанию возможности для ведения скрытого наблюдения за развитием дорожной ситуации. Насколько благотворно этот аспект повлияет на ведение рейдов — покажет время. Доказать же умышленность помех в подобных ситуациях будет практически невозможно.

Заработная плата и льготы за гос. службу

Зарплата и льготные начисления зависят от того какую должность занимает сотрудник и как долго он работает. Также эти единицы рассчитываются из того на сколько опасным считается труд в данном подразделении. В согласии с этим разработан специальный нормативно-правовой акт, в котором оговариваются возможности социальных выплат.

Помимо зарплаты и субсидий работникам ГАИ положены:

  • надбавка за выслугу лет, начисляется ежемесячно;
  • надбавка за присвоенное повышение;
  • поощрение и премии, заработанные за ответственный подход к службе;
  • доплата вознаграждений за выполнение операций, связанных с высоким риском для жизни и здоровья;
  • вознаграждение за службу в особых условиях.

Досмотр автомобиля сотрудником ДПС по новому регламенту

Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:

  • уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
  • уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

Читайте также:  Актуальные вопросы алиментных обязательств.

Читать обновленный 185 приказ ГИБДД — действия в конфликтных ситуациях при остановке автомобиля

Довольно часты случаи, когда сотрудник ГИБДД, без видимой на то причины, останавливает транспортное средство. С выходом Приказа № 185, данная процедура стала строго регламентированной на основании действующего законодательства. Среди причин, на основании которых можно останавливать транспортное средство, можно выделить несколько моментов:

  • Если у сотрудника ГИБДД есть точные сведения о том, что водитель транспортного средства причастен к правонарушению или преступлению. Источниками этих данных могут быть ориентировки, показания свидетелей и очевидцев и т.д.
  • Если на автомобиле установлены технические средства, которые представляют определенную опасность для остальных участников дорожного движения.
  • Наличие сведений о том, что конкретный автомобиль находится в угоне, розыске, либо может использоваться в противоправных действиях.
  • Сотрудник имеет полное право остановить автомобиль, если водитель и пассажиры, находящиеся в данном транспортном средстве, могли быть свидетелями происшествия.
  • Остановка возможна, если водителя хотят использовать в качестве понятого при каком-нибудь правонарушении или преступлении.
  • Согласно действующему законодательству, сотрудник ГИБДД имеет полное право воспользоваться чужим транспортным средством в случае возникновения крайней необходимости (все случаи строго прописаны в Законе о полиции).
  • Для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
  • Сотрудник имеет право останавливать любое транспортное средство, если в городе действуют определенные мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка личности водителей, а также специфики перевозимых ими грузов.
  • Остановка автомобиля возможна в ходе плановой проверки личных документов водителя, а также документов на транспортное средство.

Естественно, после остановки автомобиля, сотрудник обязан представиться по всей форме, назвать номер жетона, проинформировать о причине остановки и, только после этого, приступать к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Патрульные машины разрешили прятать

Согласно актуальному на данный момент порядку (регламент ГИБДД 20 октября) представители инспекции по безопасности дорожного движения должны соблюдать следующие требования по размещению патрульных транспортных средств при выполнении работы:

«При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.»

Но из этого вполне очевидного правила есть исключения:

«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.»

То есть, когда речь идет о выполнении патрулирования участков местности с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций, а также при работе с камерами, необходимыми для регистрации фиксируемых нарушений на видеозаписи, у инспекторов есть возможность использовать любые естественные неровности, а также баннеры или иные элементы ландшафта искусственного происхождения для маскировки машины с эмблемой, проблесковыми маячками, иной символикой ведомства.

Помимо этого, в тексте имеются следующие указания:

«Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.»

По сути, новый регламент ГИБДД (октябрь 2017) узаконил и без того используемые по умолчанию возможности для ведения скрытого наблюдения за развитием дорожной ситуации. Насколько благотворно этот аспект повлияет на ведение рейдов — покажет время. Доказать же умышленность помех в подобных ситуациях будет практически невозможно.

Как уже было сказано, осмотр фактически проводится инспектором, даже когда он просто заглядывает в окно автомобиля, чтобы проверить пристегнуты ли водители или находятся ли дети в специальных креслах. Однако иногда инспектор требует открыть заднее затонированное окно или капот. Если при этом он не дотрагивается до находящихся в автомобиле вещей, это все тоже считается осмотром. Однако на такие требования уже требуются основания. Они закреплены в п. 197 Приказа №664:


  • любая информация о том, что автомобиль или его груз используется в противоправных целях;
  • необходимость проверить номерные узлы автомобиля и сверить их номера с информацией из СТС;
  • признаки несоответствия перевозимого груза и информации из документа на него.

Какие документы требуются при оформлении дорожно-транспортного происшествия?

При оформлении ДТП инспекторами ГИБДД на месте или в отделении выдаются следующие документы:

  • Постановление об административном нарушении – выдается в том случае, если во время происшествия были нарушены ПДД.
  • Протокол о ДТП – к нему прилагается схема ДТП, в которой схематично рисуется ситуация, произошедшая на дороге. Такая схема должна составляться с применением измерительных приборов, а также слов участников и свидетелей. Кроме этого, к протоколу прикладывается приложение с указанием механических повреждений транспортных средств. А также к протоколу прилагаются объяснения участников и очевидцев.
Читайте также:  Как в 2023 году зарегистрировать ООО самостоятельно - пошаговая инструкция

Внимательно ознакомьтесь со всеми документами, проверьте все данные.

Итак, согласно этому регламенту теперь водителей можно останавливать для проверки документов не только на стационарных постах, но и в любом другом месте на дороге. У сотрудников ДПС и так была такая возможность согласно действующему закону о полиции. И только регламент ставил ограничения. Но эти ограничения довольно легко обходились. Например, можно было сообщить, что проводится спецоперация. Мало кто из водителей станет звонить дежурному, чтобы уточнить, а проводится ли в этом месте такая операция.

Кроме того раньше были проблемы с проверкой документов. Связь работала некачественно, было низкое покрытие, не было Интернета. У сотрудников возникали проблемы, и для проверки документов надо было ехать на пост. Теперь таких проблем нет. Можно все проверить на дорогах. За некоторыми исключениями.

Инструкции для сотрудника ДПС

Итак, с того момента, когда инспектор ГИБДД останавливает автомобиль на дороге, обращаясь к водителю через опущенное стекло, все общение должно проходить исключительно под прицелом видеокамеры. Для обеспечения таких возможностей отечественные машины ДПС оборудуются служебными регистраторами, которые записывают на видео все происходящее.

Реалии сегодняшнего дня позволяют спокойно общаться с сотрудниками ДПС как из окна своей машины, так и в салоне патрульного авто, поскольку весь процесс коммуникации записывается на камеру. В такой ситуации «договариваться» с представителями власти уже не придется, поэтому водителю лучше действовать в рамках закона, отстаивая свои права при необходимости.

Следует учитывать, что попытка инспектора выключить записывающее устройство может быть вполне обоснованным поводом для жалобы в вышестоящие инстанции.

Общение ДПС с водителем должно проходить в зоне видимости видеорегистратора — DRIVE2

Важное не только для инспекторов, но и для водителей указание дал начальник столичного ГИБДД Александр Ильин. Все общение инспекторов дорожно-патрульной службы должно проходить в зоне видимости видеорегистратора, установленного в патрульной машине.

За то, что вы превысили скорость или проехали на красный свет, а может, даже прокатились по встречной полосе, вас останавливает инспектор. Это вполне обычная практика. А вот дальше начинается интересное.

Все общение с вами он должен проводить исключительно под пристальным прицелом объектива видеокамеры, установленной в его машине. Даже то, как он к вам обратился через опущенное стекло, должно попасть в кадр.

Для этого все автомобили ДПС, а их более 1700, уже оборудованы специальными видеорегистраторами. Эти приборы снимают не только то, что происходит снаружи автомобиля, но и то, что творится внутри салона. Так что теперь нет никакой разницы: общаться с инспектором не выходя из своей машины или же в его автомобиле. Все записывается.

Но если об этом указании инспекторы знают поголовно, то не всем водителям про него известно.

А это крайне важно. По разным причинам. Начнем с первой и самой неприятной. Понятно, что возможность «договориться» с инспектором за наличные и на месте — не пустой звук. В своем патрульном автомобиле гаишники и сами, бывает, намекают на возможное «решение вопроса». Однако под прицелом видеокамер сделать это будет очень нелегко.

С другой стороны, и водителям надо понимать, что подобное недвусмысленное предложение с их стороны под присмотром видеокамер может повлечь за собой очень нехорошие последствия. А именно реальную уголовную статью за взятку должностному лицу.

Именно для того, чтобы закрыть коррупционную лазейку на дороге с подачи Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, оснащение подобными регистраторами машин ДПС продвигается во всех регионах. До конца этот проект реализован уже в Москве.

А теперь о втором нюансе этого указания. Видеорегистратор должен постоянно работать. Его нельзя выключать. Если водитель, попавшийся за нарушение, увидел, что он не работает, — это уже повод жаловаться. Но и без жалобы те, кто просматривает видео, обратят внимание на то, что в записи был перерыв. Дисциплинарного взыскания инспектору, сдавшему флешкарту, с таким пробелом — не избежать.

Но и это еще не все. Все общение водителя с инспектором должно проходить в зоне видимости камеры. Если вдруг они вышли из кадра — это повод для служебного расследования. Если машина нарушителя стоит так, что видеорегистратор не видит общения инспектора с водителем, значит водитель патрульного автомобиля должен переставить его так, чтобы все было видно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *