Права с 17 лет: как получить и какие есть нюансы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права с 17 лет: как получить и какие есть нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучаться вождению многими транспортными средствами разрешено раньше получения прав. Исключение – мотоциклы, скутеры и мопеды: здесь возрастной ценз для обучения и самостоятельного управления совпадает.

Учиться на права и водить машину – не одно и то же

Сроки, когда разрешается начать обучение и водить автотранспорт, указаны в законодательных актах:

  1. В Постановлении Правительства России 1090 от 23.10.93 указано, с какого возраста можно учиться вождению в сопровождении инструктора. Там же обозначена нижняя возрастная планка для сдачи экзаменов – 16–20 лет, в зависимости от категории ТС.
  2. В статье 26 закона 193-ФЗ от 29.12.95 разъясняется, когда можно получить права и сесть самостоятельно за руль. Минимальный возраст управления различным автотранспортом колеблется от 18 до 21 года.
Автотранспорт (категории) Разрешена сдача экзаменов Разрешено самостоятельное управление
«М», «А1» с 16 лет с 16 лет
«А» с 18 лет с 18 лет
«В» и «С» (с подкатегориями) с 17 лет с 18 лет
«D» (с подкатегорией «D1»), «Tm» и «Tb» с 20 лет с 21 года

Когда начинают обучение в автошколе

Ходить в автошколу можно с 16 лет. Подростков обучают управлению мопедами или скутерами – двухколесным мототранспортом с объемом двигателя до 50 куб. см. Семнадцатилетние могут учиться управлять легковым авто или грузовиком массой до 3,5 тонн (категории В и С). С 17 лет, согласно Постановлению Правительства № 1090 от 23.10.93, разрешена учебная езда на автодроме, закрытых площадках и на дорогах в учебном автомобиле в сопровождении инструктора. А вот обучаться вождению мотоцикла можно только с 18 лет.

Если с детства влечет мир моторов – можно до шестнадцатилетия штудировать правила и разбирать ситуационные задачи на автосайтах. Хотя ПДД постоянно меняются, основные их постулаты сохраняются десятилетиями. Уверенное знание теории поможет в будущем успешно проэкзаменоваться.

Положения законодательства создают оптимальные условия для потенциального водителя, решившего сесть за руль сразу после совершеннолетия:

  • В 16 лет подросток может записаться в автошколу, пройти курс теории и получить ВУ категорий «М» и «А1», чтобы самостоятельно управлять легким двухколесным транспортом.
  • В 17 лет, согласно п.3 ст. 26 ФЗ № 196 от 10.12.95, молодые люди допускаются в сдаче экзаменов на категории B и C, и, при удачной экзаменовке им вручают свидетельство об окончании автошколы. Права пока выдавать нельзя.
  • 18 лет можно получить ВУ категорий «B» и «C», а при желании еще и обучиться вождению тяжелого мотоцикла.

Учиться водить пассажирский автотранспорт, согласно п. 12.4 Постановления №1090 от 23.10.93, разрешается с 20 лет. Исключение – будущие военные водители, направленные в автошколу от военкомата. Для них законодательно разрешено обучение на категории D и D1 с 18 лет.

Что такое разрешение на управление автомобилем

Без ВУ водитель не сможет свободно передвигаться по трассе. Пропускной пластик необходимо предоставлять сотрудникам полиции при проверке, а также можно использовать, как одно из средств, удостоверяющих личность.

В зависимости от образца карточка будет иметь соответствующие размеры. Но внешний вид одинаков:

  • углы обрезаны полукругом;
  • на лицевой стороне карты – плавная градация от голубого цвета к розовому оттенку, сзади наоборот;
  • нанесена фоновая сетка, которая служит защитным знаком;
  • спереди размещается информация о владельце: инициалы, дата и место рождения, личная подпись, регион проживания и т.д.;
  • сведения об удостоверении: срок выдачи, орган, в котором было оформлено ВУ (где и кто выдает права на машину, знает каждый – обычно это ГИБДД);
  • фотография собственника, сделанная в филиале автоинспекции – без нее ВУ будет недействительно.

Штрафы в отношении несовершеннолетних водителей

Сегодня нередки случаи, когда подросток садится за руль ТС, не имея необходимых прав, опыта или навыков вождения.

В соответствии с законодательством все транспортные средства представляют повышенную опасность. Поэтому несовершеннолетние не могут управлять транспортным средством без водительских прав, будь то автомобиль, мотоцикл или мопед.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность несовершеннолетних при управлении транспортным средством. Согласно нему также устанавливается, что правонарушитель моложе 16 лет. Однако штраф накладывают не на самого подростка, а на его родителей или законных представителей.

Читайте также:  Льготы для многодетных: какие бывают и как оформить

Размеры взысканий в отношении несовершеннолетних следующие:

  • За езду на мопеде или мотоцикле штраф составляет 30 000 рублей.
  • За езду на легковом автомобиле — сумма от 5 000 до 15 000 рублей. Авто задержат и отправят на штрафстоянку, а это значит, что дополнительно придётся платить за транспортировку и хранение.

До какого возраста можно учиться вождению

В российском законодательстве отсутствуют возрастные ограничения для водителей – идти учиться, получать ВУ, управлять автомобилем или мотоциклом можно даже в преклонные годы. Основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний, перечисленных в последней редакции Постановления Правительства № 1604 от 29.12.14г. Права не выдадут при наличии психических нарушений, заболеваний нервной системы, тяжелых патологий внутренних органов, после перенесенного инсульта. Не получится сесть за руль с очень слабым зрением или дальтонизмом – нарушением, при котором больной не различает цвета.

Интервал прохождения медкомиссии у возрастных и молодых водителей одинаков. Врачей обходят при получении, замене водительского удостоверения, лишении прав за алкогольные и наркотические статьи.

Медкомиссия-2022: что изменится для водителей

Статистические данные уверенно говорят о том, что в последнее время количество аварийных ситуаций с участием неопытных водителей заметно возросло. Количество аварий, произошедших по вине водителей со стажем до 2 лет, только за 2019 год выросло на 10 тысяч происшествий, что составило 1,1% от общего числа ДТП. При этом общее количество аварий за год упало на 2,2%.

Одновременно с этим выросло общее число проведенных экзаменов. Суммарно за 2019 год увеличилось количество экзаменуемых на 5%, однако до сдачи вождения доходили не все. В частности теорию с первого раза сдавали лишь 38% обучающихся, а вождение в городе сразу же «поддавалось» только 29 процентам водителей. Очевидно, что большинству обучающихся приходилось сдавать экзамены повторно.

Другая инициатива касается уже 17-летних подростков. На этот раз, речь идёт о том, чтобы допускать их уже к управлению автомобилем.

На сегодняшний день сдавать на права для управления легковым автомобилем можно с 17 лет. Однако, даже в случае успешной сдачи теории и вождения, по факту права выдаются только после достижения 18 лет. МВД предлагает изменить этот порядок, допустив 17-летних подростков, успешно сдавших экзамен в ГИБДД, к управлению автомобилем, не дожидаясь совершеннолетия.

Эта инициатива также появилась далеко не сегодня – изменения готовились МВД ещё в 2019 году. Речь идёт о законопроекте, который вносит поправки в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», меняющие правила допуска за руль транспортных средств.

В 2019 году, после общественных обсуждений, законопроект получил отрицательное заключение. Однако, он был доработан и возвращён на рассмотрение Правительства осенью 2020 года.

Согласно тексту документа, 17-летним подросткам, сдавшим экзамен на права, предлагается разрешить ездить за рулём в сопровождении наставника.

«Несовершеннолетние лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к управлению транспортными средствами категории В и подкатегории В1 с сопровождающим водителем-наставником», – говорится в тексте законопроекта.

Как мы видим, здесь впервые появляется понятие «водитель-наставник». Как указано в пояснительной записке документа, это водитель, имеющий право управления транспортным средством категории В или подкатегории В1, сопровождающий несовершеннолетнего водителя в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Конкретные требования к водителю-наставнику в документе не прописаны — идёт отсылка на Правительство, то есть именно оно должно определить данные требования и зафиксировать их в своём постановлении или распоряжении.

Сроки обучения в автошколе

Курсы и уроки доступны в ряде авторизованных российских автошкол, и при условии, что они зарегистрированы в ГИБДД, можно выбрать любую автошколу. Курсы вождения обычно длятся от двух до шести месяцев, хотя существует множество услуг и сборов. Можно сразу купить пакет, который включает уроки как для теоретических, так и для практических экзаменов по вождению. Также есть пакеты, которые предлагают пройти обучение теории в дистанционном режиме. Для занятых людей это оптимальное решение, которое поможет быстро получить права.

Однако некоторые прерывают обучение и через некоторое время изъявляют желание его восстановить. Что делать в таких ситуациях и какие варианты возможны? В данном случае есть два варианта – начать обучение заново или восстановиться. Конечно же, мало кому хочется повторно оплачивать курс теории и вождения и тратить личное время на обучение. Например, в некоммерческих школах восстановиться получится вряд ли, так как в этих заведениях действует строгий регламент, отходить от которого администрация не имеет права. Однако с коммерческими автошколами история совершенно другая. Если договориться, то получится восстановиться. Но нужно учитывать, что в некоторых коммерческих автошколах также действуют строгие регламенты. В данном случае лучше всего обратиться в автошколу и узнать, какие варианты там предложат. Если восстановиться не разрешат, то можно узнать, могут ли в автошколе зачесть факт прохождения теории или снизить оплату. Вполне возможно, что администрация автошколы найдет какое-то решение из сложившейся ситуации, которое будет выгодно обеим сторонам. Самое главное не конфликтовать и не преувеличивать происходящее. Некоторые люди уверены, что конфликты и жалобы помогут добиться желанного, но в действительности это не так. Любая автошкола (Москва), которая ценит клиентов, всегда пойдет навстречу и предложит выгодное решение. Например, вы можете пройти обучение вождению мотоцикла со скидкой, пройдя основную категорию.

Читайте также:  Белорусы стали чаще проходить техосмотр – все из-за одного новшества

Также бывают случаи, когда кандидату в водители нужно восстановить свидетельство об окончании автошколы в случае его потери. Оно требуется для допуска к сдаче экзаменов на водительские права определенной категории в Госавтоинспекции. Без него человека просто не допустят. Если по каким-то обстоятельствам права не были получены сразу и через время человек все же захотел сесть за руль, в случае утери документа о пройденной профессиональной подготовке, его потребуется обязательно восстановить. Прежде всего, следует обратиться в автошколу, где было пройдено обучение. Там должны выдать дубликат.

В любом случае, пройти обучение придется, так как если кандидат в водители не имеет документов, подтверждающих окончание автошколы, то он не будет допущен к сдаче экзамена в ГИБДД. В данной ситуации есть 2 варианта получения прав: заканчивать учебу или заново переучиваться. С этими документами на руках можно будет самостоятельно обратиться в ГИБДД и сдать экзамены отдельно от автошколы.

Нюансы допуска к сдаче экзаменов на водительские права в Госавтоинспекции

Сдавать экзамены можно в любом подразделении Госавтоинспекции на территории Российской Федерации, независимо от места регистрации по постоянному адресу проживания.

Внимание!

Для прохождения тестового задания дается 20 минут.

Допускается максимально 2 ошибки, чтобы перейти к сдаче вождения на автодроме, в городе.

В случае неудачи, через неделю разрешается повторить попытку сдать теорию и далее практику.

Причем, в течение полугода при успешной сдаче тестирования, достаточно пересдать лишь вождение.

Количество обращений с заявлением о пересдаче экзамена неограниченно, но если первые три попытки не увенчаются успехом, далее можно пробовать только через месяц.

В зависимости от категории автотранспортного средства, получить права можно, начиная с 16 лет.

Чаще всего молодых людей интересуют вопросы, касающиеся самостоятельного управления мопедами, мотоциклами, легковыми автомобиля.

Действительно, если родители не возражают, о чем должны сообщить в форме письменного заявления, приложенного к пакету других обязательных документов, сдать экзамен и получить водительское удостоверение можно, не дожидаясь совершеннолетия.

Приведем для наглядности таблицу, из которой видно – в отдельных ситуациях, например, сдать экзамены на право управлять машиной можно в 17 лет, притом, что удостоверение в Госавтоинспекции выдадут лишь после исполнения 18 лет.

Также здесь мы указали возраст, позволяющий управлять другими видами наземного транспорта.

Допустимый возраст сдачи экзаменов в ГИБДД Минимальный возраст получения водительского удостоверения Категория, подкатегория транспортного средства Примечание
16 лет 16 лет «M», «А1»
17 лет 18 лет «B», «C»
18 лет 18 лет «A», «B1», «C1»
19 лет 19 лет «BE», «CE»,

«C1E»,

При условии наличия стажа вождения транспорта, соответствующих категорий «B», «C», не менее года
19 лет 19 лет «D», «D1» Исключение, касающееся лиц, проходящих воинскую службу
21 год 21 год «D», «Tm», «Tb», «D1»

В каких странах можно ездить с белорусскими правами

Национальные водительские удостоверения Беларуси действительны на территории стран, подписавших Венскую конвенцию 1968 года “О дорожном движении”. Но есть страны, которые не участвовали в подписании этой конвенции (они подписали Женевскую конвенцию 1949 года), и чтобы управлять автомобилем в этих странах, нужны международные водительские права.

По сути, международное водительское удостовере́ние (International Driving Permit, IDP) является официальным многоязычным переводом национального водительского удостоверения и применяется только совместно с ним. Выглядят как небольшая книжка формата A6 (148×105 мм) с информацией на различных языках. Получить его можно в отделении ГАИ.

Международное водительское удостоверение выдается при предъявлении национального и рассчитано на срок его действия или на срок 3 года (в зависимости от того, что наступит раньше). Кроме того, не стоит забывать: этот документ является лишь дополнением к основному, поэтому сам по себе не имеет юридической силы, в том числе за границей.

Предостережения и советы начинающим водителям

Если вы все-таки решили получить права – отлично! Однако не стоит забывать про некоторые моменты. Один из них – авто с АКПП (автоматической коробкой передач). Задумайтесь над приобретением автомобиля «с автоматом». Это не только очень удобно, но и позволит больше внимания уделять происходящему на дороге, отвлекаясь от нужды постоянно дергать рычаг передач.

Вот еще несколько советов:

  • Во-первых, если человек метеочувствительный, то стоит воздержаться от поездок на автомобиле в дни повышенного или пониженного атмосферного давления.
  • Во-вторых, пожилые люди часто принимают лекарства, среди побочных эффектов которых присутствует сонливость или потеря концентрации. Внимательно прочитайте инструкцию к вашим препаратам и проконсультируйтесь с врачом, чтобы заменить их. В случае, если альтернативы нет, то водить «под таблетками» будет рискованно.
  • Из-за того, что водители старшего возраста склонны к быстрой потере концентрации и утомлению, рекомендуется не водить автомобиль дольше часа без перерыва. Если предстоит дальний путь, то обязательно делайте остановки. Припаркуйтесь где-нибудь, пройдитесь вокруг автомобиля, разомнитесь, сделайте дыхательную гимнастику.
  • Наконец, садитесь за руль только если удовлетворительно себя чувствуете. Ничего не болит, вы не голодны, выспались и в хорошем расположении духа. Если вы чувствуете неуверенность на дороге, а такое может случаться, особенно в первые недели после поучения прав, то попросите кого-нибудь «из опытных» посидеть на пассажирском кресле. Пусть подсказывает вам, но не отвлекает. Это может быть супруг или хороший товарищ. Можно даже оплатить инструктора из школы.
Читайте также:  Оформление и получение визы в Болгарию для россиян

Сколько учиться на права категории «А» (мотоцикл)

Базовая программа подготовки водителей категории А состоит из 134 часов теории (изучение правил дорожного движения) и 18 часов практики. Теоретическая часть курса совпадает с курсом категории В, поэтому имеет смысл предлагать оба курса одновременно. Если у вас уже есть права категории В, некоторые автошколы разрешают пропустить теоретический курс.

Обратите внимание, что это не освобождает вас от сдачи теоретического экзамена: сначала вы должны сдать экзамен в автошколе, а затем отправиться в ГИБДД. Другими словами, если вы на 100% уверены в своих знаниях, вы можете пропустить теоретический курс.

Вы также можете получить свидетельство о прохождении обучения в автошколе, если у автошколы есть соответствующая лицензия. На практике не все автошколы с лицензией класса А имеют собственный парк автомобилей и инструкторов, поэтому инструкторы должны работать с автошколой. Машина должна быть официально зарегистрирована, а инструктор должен иметь лицензию класса А и быть сотрудником школы.

Что следует знать перед обучением

Первый и самый важный совет обучающемуся: выбранная вами автошкола должна быть не просто «поближе и подешевле». У школы, с документами от которой вы пойдете получать права, обязательно должна быть лицензия на обучение. Если по факту ее нет, вы можете заплатить полную сумму, пройти курс, и даже по недосмотру ГАИ в вашем городе получить желанные права, а при первой же проверке их лишиться. Доказать, что о мошенничестве вы не знали, а тем более, получить назад затраченные средства, будет сложно, а времени это займет много.

Проверить наличие сертификата у автошколы можно двумя способами:

  • поискать нужную школу на официальном портале ГИБДД;
  • сделать запрос в Роскомнадзор, так как автошкола, как и любое заведение, оказывающее образовательные услуги, относится к его ведомству.

Второе, что неплохо бы сделать – посетить саму школу и изучить ее информационный стенд и/или найти сайт выбранной автошколы. Там должна найтись максимально подробная информация*: копия лицензии, подтверждающей право школы на обучение, расписанные тарифы, маршруты, списки принимаемых и выдаваемых школой документов, условия сдачи экзаменов, условия отчисления и заморозки обучения, возможность возврата средств, какие-либо сведения об автопарке и т.д. Можно посетить как саму школу (место, где проходят занятия), так и автопарк – если авто, например, брендированы, как у автошколы «Реал», это, безусловно, показатель того, что автопарк действительно находится в собственности организации.

Можно ли заморозить обучение в автошколе и/или вернуть деньги за обучение?

Да, такая возможность у школ есть почти всегда – правда, условия разнятся от школы к школе. Такая необходимость может возникнуть при отъезде в командировку, длительной недееспособности (в т.ч. по беременности и уходу за грудным ребенком) и т.д.

Возможность заморозки может быть жестко прописана в договоре, либо ее могут создавать по договоренности, как в автошколе «Реал»: например, мы просто идем навстречу и замораживаем обучение до тех пор, пока вы не сможете его продолжать, при этом без финансовых потерь – если вы возобновили учебу в течение 1 года. Если по каким-то причинам человек решил окончить обучение, автошколой делается возврат – перерасчет по факту, и возвращаются все деньги за неоказанные услуги. При этом, конечно, курс остается неоконченным и не дает права получить выходные документы.

Можно ли учиться самому, не выезжая на дорогу?

Жесткие требования к обучению вождения коснулись и мест, где происходит приобретение практических навыков. Так, согласно пункту 21.1 ПДД – первоначальные навыки вождения нужно получить, обучаясь на автодроме либо закрытой площадке с инструктором автошколы. До 2020 этот пункт был обязательным только для первого практического урока. Т.е уже после первого занятия на площадке можно было выезжать в город.

Теперь же нужно научиться всем основам вождения на автодроме. Затем сдать зачет и получить соответствующий документ. После такой «проверки» ученику присваивается статус «обучающегося», и он может водить машину с инструктором на дорогах общего пользования. Под запретом для таких учебных заездов дворовые участки и жилые территории. При этом можно использовать закрытые ранее для этих поездок автомагистрали.

Самостоятельная учебная езда на любой территории (дороге, автодроме, дачном участке и пр.) приравнивается к вождению без прав и наказывается штрафом. Если при этом использовалась машина родственника или знакомого, который исполнял роль инструктора, отвечать по закону будут оба. Причем сопровождающему грозит более серьезное наказание за передачу управления ТС лицу без прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *