Пенсионные системы в Российской Империи, СССР и Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионные системы в Российской Империи, СССР и Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В июле 1964 года газета «Алтайская правда» рассказала душераздирающую историю Валентины Лебедевой из села Тулай Ребрихинского района. Молодая женщина долго болела и долго лечилась. А когда поздоровела и пришла к председателю колхоза просить работу, тот ее отшил.

Сколько получали пенсионеры

Газеты тех лет подавали пенсионное обеспечение как большое достижение советской власти под руководством вождя Сталина. Но от нищеты достижение, увы, не спасало.

Историк Владимир Мамяченков приводит сведения из Большой советской энциклопедии: до войны минимальная пенсия по старости, за выслугу лет и для инвалидов первой группы составляла 50 рублей. Для инвалидов второй и третьей групп — 40 и 25.

На минимальную пенсию можно было покупать в день по килограмму хлеба — и все. В 1940 году килограмм пшеничного хлеба стоил 1,7 рублей, говядины — 10, литр молока — 2. И это госцены, на рынке все было дороже.

Чем была плоха колхозная пенсия

Разрыв в величине колхозных пенсий в стране был огромный. Да и неудивительно: были колхозы-миллионеры — вот они могли себе позволить содержать своих стариков. И были отсталые.

В Брянской области в начале 1960-х средний размер пенсии колебался от 2,4 рублей до 8,5 рублей — это из серии «лучше, чем ничего». В колхозе «Луч» в Подмосковье — от 10 до 30 рублей. В «Коммунистическом маяке» на Ставрополье — более 30 рублей, приводит данные историк Ольга Капустина.

А в некоторых колхозах пенсии и вовсе платили только тем, у кого не было родственников. Хуже того, в одной деревне жили люди, которым платили государственные пенсии — председатели колхозов, инвалиды войны, специалисты и механизаторы машинно-тракторных станций — и престарелые колхозники, имевшие шиш да маленько.

История Пенсионного Фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 г. с целью государственного управления средствами пенсионной системы. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.

Новая кредитно-финансовая организация была создана для выполнения возложенных на нее задач в связи с принятием 20 ноября 1990 года федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР.

Новым пенсионным законом России были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

В 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. Основным средством для формирования первого бюджета вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках.

В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 г.г.) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию.

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. В 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.

Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.

Читайте также:  Увольнение военнослужащего по контракту по собственному желанию

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.

В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.

С 2007-2008 годов Пенсионный фонд сопровождает две государственные программы: материнского капитала и софинансирования пенсионных накоплений.

В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 30 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования.

Пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на федеральном уровне по всей территории России, а также в городе Байконур Республики Казахстан.

В Пенсионном фонде работают 103,3 тысячи специалистов. В 2020 году в целях оптимизации структуры территориальных органов и штатной численности 236 управлений ПФР, входящих в состав 82 региональных отделений, были преобразованы в 22 межрайонных управления и 4 центра государственных услуг и установления пенсий.

В настоящее время Пенсионный фонд ведет лицевые счета 156,4 млн. российских и иностранных граждан, выплачивает пенсии 43 млн. пенсионеров и обеспечивает выплаты по федеральным льготам для более чем 20 млн. россиян. Фонд также формирует пенсионные накопления 38,4 млн. будущих и нынешних пенсионеров и предоставляет выплаты миллионам российских семей с детьми.

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

До 56-го года объемы пенсии в СССР огорчали: для участников Гражданской войны и Красной армии, получивших инвалидность, предоставлялось только 25 рублей; 45 рублей выплачивали при второй группе инвалидности, а 65 – при первой.

Еще пенсия оформлялась для неспособных трудиться членов семьи этих инвалидов, она составляла от 15 до 45 рублей. Отметим, что в 37-м году студентам по стипендии выдавали 130 рублей. Следовательно, бывшие военные получали ничтожно маленькие суммы.

Кстати! Средний возраст мужского населения Советского Союза на период 26-27 годов составлял 40,23 года, а женского – 45,61 год. В 32-м году закон установил пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 – для мужчин.

Данный возраст применим и сейчас, хотя прошло уже довольно много времени. Справедливости ради укажем: на момент 17-го года усредненный возраст мужского населения повысился до 67,5 лет, а женского – до 77,4 лет. Правда, с 2019 года пенсионный возраст постепенно повышается.

Главный закон в Советском Союзе, ответственный за проблемы зачисления пенсий – это закон «О государственных пенсиях», датированный 14 июля 56-го года. В документе рассматриваются нюансы максимального пенсионного возраста, трудового стажа и среднего объема пенсии, а также многое другое.

Большинство данных в законопроекте уже не актуально, но созданная в 56-м году реформа обеспечила граждан пенсионного возраста в то время неплохими деньгами. Уровень инфляции во внимание не брался, поскольку стоимость различных товаров постоянно увеличивалась. Так что реформа подвергалась частым исправлениям.

Кстати! Даже сейчас правительство собирается в корне поменять пенсионную систему, позволить людям самостоятельно влиять на размер собственной пенсии.

Подготовка законопроекта ко второму чтению

Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, «реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)». Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.

— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что «правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста».

С какого года в ссср стали платить пенсию по старости

Несмотря на рост цен и зарплат, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно. В 1956 году под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа — средний размер пенсий по возрасту был увеличен больше чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза. Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы. В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии.

Читайте также:  Какие социальные выплаты будут проиндексированы в 2023 году

Это одна из основных категорий получателей этого вида пенсий. Те, кому не хватило пенсионных баллов и стажа для выхода на страховую пенсию по старости, могут подождать 5 лет и выйти на социальную (и это могут быть только неработающие пенсионеры).

Размер этой пенсии до 31 марта 2023 года составляет 6 924,81 руб. Чтобы посчитать повышение на 3,3%, нужно умножить эту сумму на 1,033. Получится 7 153,33 руб. – именно такой будет пенсия по старости до конца года. Как видно, базовая социальная пенсия увеличится с 1 апреля 2023 года на 228,52 руб.

Правда, стоит учесть важный момент: все пожилые граждане в России не могут получать меньше прожиточного минимума в их регионе проживания. А он составляет в среднем 11-12 тысяч руб. в месяц и был увеличен еще с 1 января. Соответственно, с апреля просто изменится соотношение – сумма пенсии станет больше, но на столько же уменьшится размер социальной доплаты к ней.

Доплата к пенсии за советский стаж в 2021 году

Некоторым работникам выплаты начисляют не при определенном возрасте, а в зависимости от выслуги лет. К таким категориям относят:

  • учителей и врачей;
  • балетных артистов и оперных певцов;
  • гимнастов цирка.

Профессиональный стаж у этих лиц 25-30 лет. Вместе с адаптационным периодом переносится и назначение пенсии при достижении нужного стажа. Кроме того после приобретения необходимой выслуги лет сотрудники имеют право продолжать работу.

У работников на госдолжностях переход на новые пенсионные сроки тоже проходит с постепенной адаптацией. До 2021 года возраст увеличивают на полгода, а дальше рост сопоставляют со стандартным графиком — на 1 год больше ежегодно.

Для всех федеральных государственных работников наименьший стаж муниципальной и гражданской службы увеличивается с 2017 года. Еще в 2016 году он составлял 15 лет, а дальше ежегодно прибавляют по полгода. Так к 2026 году установится срок в 20 лет. Пенсионные выплаты за выслугу лет назначают работникам со стажем больше 17 лет на государственной службе.

Новые причины для досрочной пенсии:

  1. Продолжительный стаж. Для женщин этот показатель равен 37 годам, а для мужчин — 42 годам. При выполнении этого условия становится возможным выход на пенсию раньше наступления законодательно установленного возраста. Но это произойдет максимум на 2 года раньше фиксированного срока. При этом женщина не может считаться пенсионером, если ей не исполнилось 55 лет, а мужчина — пока ему нет 60.
  2. Многодетные женщины с 3 и более детьми. Матери, родившие троих детей, становятся пенсионерами на 3 года раньше, если детей четверо, то на 4 года раньше. При этом учитываются и изменения при адаптационном периоде. Единственное условие — набрать минимальный страховой стаж 15 лет.
  3. Безработные. В эту категорию входят те граждане Российской Федерации, у которых отсутствует возможность трудоустроиться по объективным причинам. Они могут обратиться за назначением пенсионных платежей на 2 года раньше, чем установлено в законе, и с учетом адаптации.

Специальным постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г произошло утверждение кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА, для лиц, находящихся на службе на флоте, а также для членов их семей, включая детей.

Всеобщие пенсии ввели только в 1937 г, к 20-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Накануне ВОВ было введено постановление, определившее размер пенсии в СССР. Он зависел от стажа работы, от размера заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

ПФР подготовил новый порядок начисления страховой пенсии по старости

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России.

При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере.

На сегодняшний день существуют три вида пенсий:

  • Москва и область:
  • Санкт-Петербург и область:
  • Общероссийский:
  • трудовая пенсия по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Сегодня возраст выхода на пенсию у мужчин — 60 лет, женщины становятся пенсионерами на пять лет раньше, впрочем, как и в СССР. Пенсия в России — это страховая часть и накопительная.

Средняя величина выплат пенсионерам составляет чуть более 11 тысяч рублей. Это — 40 процентов от зарплаты. Социальная пенсия – 7500 рублей.
В отличии от советских времен сегодня не существует такого понятия как минимальная пенсия. Она высчитывается исходя из величины прожиточного минимума в каждом регионе. Максимального размера также не существует.

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

Читайте также:  Отработка на испытательном сроке при увольнении

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Особенность получения пенсии на банковскую карту Сбербанка

Этот пункт мы решили выделить отдельно, поскольку в России рассматриваемый банк самый популярный. В особенности среди пенсионеров. Но при этом Сбербанк не единственная финансовая структура, которая сотрудничает с Пенсионным фондом.

Если человек хотел получать средства именно на карту этого банка, он должен сообщить об этом в ПФР, предоставив новые реквизиты. Получить карту, на которую будут переводиться деньги можно в местном отделении банка. При этом график выплат не должен измениться. Если же подобное случится, пенсионеру об этом сообщают дополнительно. Максимальный срок нарушения графика в рассматриваемом случае не дольше одного дня с момента поступления денег от ПФР. Даже в случае выпадения даты перевода пенсии на выходные, деньги должны будут поступить раньше этой даты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *