Социализация и личностное становление ребенка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социализация и личностное становление ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.

Коррекция речевых нарушений как основной способ социализации

Чтобы ребенок-логопат смог стать полноценной частью детского коллектива, мог свободно и без внутреннего стеснения использовать свои коммуникативные навыки, должна проводиться логопедическая коррекция речевых нарушений. Если не будет устранен дефект речи, то никакие действия, направленные на социализацию, не могут быть эффективными.

При коррекции нарушений речи важно:

  • мотивировать ребенка на преодоление речевого дефекта;
  • проводить коррекцию звукопроизношения;
  • развивать фонематический синтез и анализ;
  • использовать лексико-грамматические упражнения;
  • развивать мелкую моторику, связную речь и т.д.

В процессе коррекции нужно восполнять пробелы в формировании словарного запаса и развитии грамматического строя речи. Логопеду нужно проводить полноценную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей детей. Для этого используются специальные задания, которые построены на вербальном и невербальном материале.

В период дошкольного и младшего школьного возраста ребенок не только обучается грамоте, но и осваивает новые для себя социальные роли и нормы поведения, принятые в определенной социально-культурной среде. Он узнает о том, как именно себя нужно вести, проще говоря, «что такое хорошо и что такое плохо». Проблема социализации детей с речевыми нарушениями остается одной из наиболее актуальных, поэтому важна комплексная работа логопеда, школьного психолога, учителей начальных классов и, конечно же, родителей самого ребенка.

Актуальность, целесообразность выбора данной темы.

Адаптация к школе – сложный и длительный процесс. Он может длиться от 1 месяца до полугода. У разных детей по-разному.

«Различные проблемы в это время испытывают все первоклассники, потому что систематическая учёба для ребёнка — совершенно незнакомая ситуация. Даже если он ходил в детский сад или в группу подготовки к школе. Там ему приходилось высиживать максимум два занятия в день по 20-30 минут, а не четыре урока подряд по 35 минут каждый, как положено в начале учебного года. Тем более это сложно сразу после длительного летнего отдыха. Очень немногие дети физически способны без перенапряжения выдержать резкую интеллектуальную нагрузку» – рассуждает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО.

Психологическая нагрузка в школе несравнима с тем, к чему ребёнок привык в дет­ском саду и уж тем более в семье. В школе и народу больше (особенно это заметно на переменах, когда все ребята из разных классов высыпают в коридор), и шумно, и многое в новинку, и напряжение на уроках сильное.

Нередко первоклассники впадают в школе в состояние некоторой прострации, заторможенности. Это состояние служит им психологической защитой от непосильной нагрузки. Дети могут забывать элементарные вещи, «считать ворон», не отвечать даже на самые простые вопросы учительницы. И, если вовремя это не преодолеть, защитная броня может стать почти непробиваемой.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что вышеуказанные проблемы не единичны. С ними сталкиваются учащиеся и педагоги.

Читайте также:  Срок исковой давности по кредиту

Родители жалуются на то, что ребёнок дома соображает нормально, а на контрольной способен целый час просидеть, уставившись в пустой лист тетради.

Нелегко приходится и детям по природе флегматичным, вяловатым. Особенно если их учительница обладает холерическим темпераментом. Медлительные дети под напором активного взрослого затормаживаются ещё сильнее, а взрослому кажется, что ребёнок нарочно тянет с выполнением задания, испытывая его терпение.

Целесообразность выбора темы состоит в том, что родители тоже, порой, не знают, как помочь ребёнку. Им нужен компетентный совет.

Цель работы: исследовать признаки успешной адаптации детей младшего школьного возраста при вступлении их в новую социальную роль – школьник, первоклассник.

Задачи:

  1. Изучить литературу, в которой отражена проблема исследования.
  2. Проанализировать степень адаптации детей на примере учащихся 1- А класса МБОУ СОШ № 2 с. Верхнеяркеево.
  3. Разработать Памятку для родителей с рекомендациями для родителей «Как помочь ребёнку 1 класса успешно адаптироваться к новой роли — обучение».

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Причины этому разные. С ними надо разбираться индивидуально. Так, например:

Олег жалуется на маму, что она дома «орёт» на него, если он что-то не понимает.

Кире приходится часто сидеть с младшим братом, пока мама занята домашними делами, а он умеет «хорошенько» испортить настроение.

А Мария трижды в неделю занимается гимнастикой и танцами, к урокам приступает после 17.00. и т. п.

Из этого можно сделать вывод, что родители часто, о том не задумываясь, усложняют жизнь первоклассника. (Приложение 3)

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
  • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
  • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
  • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
  • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.
Читайте также:  Упрощенное получение гражданства РФ в 2023 году для граждан Украины мид РФ

А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).

Уровень адаптации Характеристика ученика
Низкий Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
Средний Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
Высокий Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих

Что такое социальная адаптация?

Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.
Читайте также:  Как оформить опекунство над ребенком при живых родителях?

Виды социальной адаптации

  1. Организационная. Заключается в приспособление человека к новым организационным системам. Считается, что социальные структуры не могут существовать и функционировать без управления. Подобная адаптация помогает индивиду освоить иерархические отношения в новой среде. При этом в рамках управленческой адаптации руководство стремится к созданию благоприятных условий, способствующих развитию человека в профессиональной и личностной сферах. Этот тип встречается на работе, воинской службе.
  2. Экономическая. Подразумевает усвоение индивидом общественно-экономических норм и принципов. К примеру, приспособление к условиям труда, заработной плате, пенсиям, условиям работы. Успешность экономической адаптации зависит от множества факторов: качество и уровень образования, готовность учиться и переучиться, наличие социального опыта, место материального благополучия в системе ценностей и т. д.
  3. Педагогическая. Представляет собой организованный процесс восприятия учащимися социального опыта, приспособления к системе образования, освоения различных ролей в социуме. Все действия при этом направлены на активное включение обучающихся в социальную среду. Руководители образовательного и педагогического процесса должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, условия среды и ее влияние на становление и совершенствование личности.

Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.

Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям. По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы.

Существует несколько основных видов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют по определенному набору признаков. Безусловно, стоит сразу уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждой:

Экономическая адаптация – это процесс, который сложился во время усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми располагает общество. Это адаптирование к условиям труда, заработной платы, социальным выплатам, пенсиям, а также к условиям социального страхования, которые предоставляют человеку новые общества. Без материальных ресурсов человек попросту не сможет отрегулировать и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.

Педагогическая адаптация представляет собой процесс приспособления к системе образования, ее стандартам и нормам. Воспитание играет очень важную роль в жизни человека, поскольку образование и воспитание – непрерывны. Человек оканчивает школу, университет, но по-прежнему продолжает обучаться, что дает ему возможность совершенствоваться и в негласном порядке адаптироваться к новым условиям.

Покровительственная окраска

Покровительственная окраска очень важна для видов животных, не имеющих эффективных средств защиты от хищников. Благодаря ей животные становятся менее заметными на местности. Например, самки птиц, высиживающие яйца, почти не отличимы от фона местности. Яйца птиц также окрашены под цвет местности. Покровительственную окраску имеют донные рыбы, большинство насекомых и многие другие виды животных. На севере чаще встречается белая или светлая окраска, помогающая маскироваться на снегу (полярные медведи, полярные совы, песцы, детеныши ластоногих — бельки и др.). У ряда животных появилась окраска, образованная чередованием светлых и темных полос или пятен, делающая их менее заметными в кустарниках и густых зарослях (тигры, молодые кабаны, зебры, пятнистые олени и др.). Некоторые животные способны очень быстро менять окраску в зависимости от условий (хамелеоны, осьминоги, камбала и др.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *