Законно ли размещать кладбище в 50 метрах от границы жилого дома?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законно ли размещать кладбище в 50 метрах от границы жилого дома?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сейчас трудно себе представить, но много веков христианская Европа (включая Россию) жила бок-о-бок со смертью. Однако именно так и была устроена жизнь человека, которую контролировала церковь — под ее стенами начиналась человеческая жизнь с церемонией крещения, здесь же проходили и важные события, такие как причастие, брак и исповедь. И здесь же, в Церкви, все заканчивалось — покойных хоронили в освященной земле рядом с церковью, иногда в отдельных фамильных склепах или криптах, но чаще в общих могилах. По прошествии времени кости оттуда перемещались в оссуарии: специальные сосуды или даже отдельные помещения для хранения костей.

Сокращение границ СЗЗ для кладбища

В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.

Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.

Как возникли санитарно-защитные зоны?

Такое устройство мест захоронения не было безопасным. Расположение кладбищ в городской черте делало и без того скученные европейские города опасными для проживания, дополнительно ухудшая бедственную санитарную обстановку. Скорее всего, именно большое количество погостов при церквях, куда свозили трупы, повлияло на быстрое распространение бубонной чумы, эпидемия которой в 1346—1352 гг. унесла от одной до двух третей населения Европы.

В конце XIX века развитие медицины привело к пониманию природы многих инфекционных заболеваний, а бурный рост городского населения сформировал необходимость перестройки и перепланировки множества городов, в том числе их исторических центров. Особенно серьезно городские реформы затронули места захоронения.

Основоположником некрополей нового типа стал английский архитектор и садовод Джон Клодиус Лоудон. В своей работе «Об обустройстве, планировке и управлении кладбищенскими территориями и облагораживанию церковных дворов» он представил идею кладбища-сада, сочетающего в себе функции не только места захоронения, но и места хранящего память об усопших. Оно должно было бы наполнять тех, кто прошел почтить память умерших, спокойствием и умиротворением. Такой некрополь, считал Лоудон, станет «природным врагом варварских предрассудков, связанных со смертью, и воспитает вкусы и нравы простого люда». Сам Лоудон успел спроектировать всего три некрополя, но принципы его труда легли в основу планов для многих городов не только в Англии, но и далеко за ее пределами.

Церкви лишились прилегающих к ним погостов. Теперь для захоронения предназначались специально выделенные городскими властями территории. Это были большие участки, часто расположенные за городской чертой или же в новых районах города, удаленные от городского шума и плотной застройки. Кладбища облагораживали, разбивая парки, высаживая клубы, вписывая захоронения в уже имеющийся природный ландшафт.

Советы, сформулированные Лоудоном, применяются и поныне. Один из них — наличие незаселенной территории вокруг некрополя.

Когда нужно разрабатывать проект СЗЗ для кладбища

Есть несколько случаев, когда должны проводиться работы по определению размеров и формы защитной зоны для таких объектов:

  • При планировании и создании новых мест организованного погребения, так как на сегодняшний день для строящихся объектов обязательна разработка проекта СЗЗ;
  • При расширении или модернизации объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности, что влечет за собой необходимость пересмотра границ СЗЗ, это называется изменение СЗЗ;
  • В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом,или на его границе, по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, вибраций. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются и, если необходимо, делается запрос администрации места захоронения;
  • При прекращении действия СЗЗ согласно требованиям, изложенным в Постановлении № 222. Если кладбище достаточно старое, захоронения давно не производятся, изменилась сфера деятельности или технология работы и доказано, что негативного воздействия от него на окружающую среду и здоровье человека нет.

Ограничения для СЗЗ кладбища

В санитарно-защитной зоне кладбища нельзя строить жилье, школы, детские сады, медицинские учреждения, стадионы, места отдыха, сады и дачи. Кроме того, запрещено размещать пищевые предприятия и склады, производство лекарств, сооружения водоподготовки питьевой воды, а также есть запрет на использование земель для сельскохозяйственного производства пищевой продукции, если это может быть опасным для ее качества.

Раньше для кладбищ действовали особые СанПиН. Однако с выходом СанПиН 2.1.3684-21 требования к обустройству кладбищ и их СЗЗ изложены в них. Так, в пункте 52 СанПиН 2.1.3684-21 сказано, что кладбища нужно размещать на расстоянии от нормируемых объектов, перечисленных выше, в соответствии с общими требованиями к СЗЗ. Утверждено также, что минимальное расстояние до жилья, детских и спортивных площадок, медицинских и образовательных, просветительских, социальных центров, от садов и огородов до колумбариев и стен скорби, моргов и зданий для церемоний прощания составляет 50 м.

Читайте также:  Получение вида на жительство в Латвии для граждан России, Украины, Беларуси

Стоимость проекта санитарно-защитной зоны кладбища от 200 000 рублей, итоговая сумма рассчитывается в зависимости от характеристик объекта, ее назовут наши специалисты.

Сокращение СЗЗ для кладбищ

Иногда возникают ситуации, когда требуется сократить границы санитарно-защитной зоны места захоронения. Если ограничительная линия СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащей застройки жилыми и общественными зданиями, то необходимо выполнить расчеты. Это дает практическое обоснование, что на вновь очерченной границе санитарно-защитной зоны выдерживаются санитарные нормы согласно требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 по следующим показателям:

  • качеству атмосферного воздуха;
  • показателям звукового давления и уровня шума.

Также сократить СЗЗ представляется возможным, если площадь кладбища уменьшилась, то есть изменился класс опасности. Бывают случаи изменения профильной деятельности объекта.

Стоимость сокращения санитарно-защитной зоны мест погребения у разных компаний может варьироваться в широком диапазоне. Обычно в прайс-листе представлена базовая цена на комплексную услугу, с учетом того, что исходные данные представлены заказчиком. Исполнитель включает в стоимость осуществление следующих мероприятий:

  • разработка проекта;
  • согласование документации и получение экспертного заключения;
  • составление отчета;
  • получение требуемого Постановления.

Что такое санитарно-защитная зона (СЗЗ)?

В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В СЗЗ не могут располагаться — территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (нормируемые объекты).

В случае, если в СЗЗ находится какой-либо нормируемый объект, то предприятие должно либо обосновать возможность сокращения установленной ему СЗЗ таким образом, чтобы нормируемый объект был выведен за границы установленной СЗЗ, либо за свой счет перенести (в случае с жильем — расселить) нормируемый объект на другое место, где этот объект может быть размещен. В случае сокращения (изменения) размеров СЗЗ, установленных СанПиН, предприятие, после установления расчетной СЗЗ обязано подтвердить расчетную границу выполнением инструментальных (натурных) измерений. При этом обязательно учесть, что минимальное количество измерений для объектов 1-2 класса — не менее 50 дней в течение года, для объектов 3-5 классов — не менее 30 дней в течение года. Места (контрольные точки), где выполняется контроль, определяются проектом расчетной СЗЗ. И после проведения контроля устанавливается окончательный размер расчетной СЗЗ.

Расстояние между кладбищем и частным жилым домом

Вопрос: Какое минимальное расстояние должно быть между старым жилым домом и новым кладбище в сельском поселение?

Ответ: Надо отметить, что расстояние от стен жилого дома до кладбища регламентируют несколько документов. Причем имеются в этих документах некоторые различия при установлении расстояний от стен жилых домов до некрополей различного типа.

Так в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» указывается, что для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 гасанитарно-защитная зона – расстояние до жилых домов должно быть не менее500 метров. Для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20га –300 м, а закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища –50 м.

При этом в СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», указывается, что расстояния от стен жилых домов до кладбища традиционного захоронения и после кремации (смешанного типа) следует принимать не менее300 метров. Кладбища для погребения после кремации не менее100 метров.

После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до100 метров. В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее100 метров(п.5.5*, СНиП 2.07.01-89*).

Поскольку первый документ более «свежий», то, я полагаю, надо им и руководствоваться.

Добавлено: 28.08.2013 14:58

Обсуждение вопроса на форуме:

Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны

В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.

Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.

На каком расстоянии от кладбища может быть дом?

Где можно подать заявление о вступлении в наследство?

Что делать если затопили соседи сверху?

В каком размере уплачивается госпошлина при подаче искового заявления о разделе жилого дома в натуре?

Надо ли согласие жильцов на изменение схемы теплоснабжения дома

При покупке часного дома остался не выписан один жилец, что делать?

Необходимо ли решение суда при занятии своей комнаты,как собственник?

Вселение в неделимую квартиру?

Читайте также:  Результаты розыгрыша грин-карты 2022 — 2023 (DV 2024)

Решение судьи — сплошные «технические», ошибки

Если АО приобретает все нежилые помещения в одном торговом центре, является ли он собственником всего здания?

Возврат средств по договору задатка

В Роспотребнадзоре «Известиям» пояснили, что не могли запретить строительство дома рядом с кладбищем, так как с 2007 года проекты строительства не согласовываются с ведомством. На вопрос о контроле за тем, чтобы места захоронений не разрастались в сторону жилых домов, в Роспотребнадзоре ответили, что «организация мест захоронений осуществляется органами местного самоуправления».

Президент Союза похоронных организаций и крематориев Павел Кодыш замечает: по идее проект строительства должен был быть остановлен на стадии экспертизы проекта — сложно не заметить факт, что здание возводят в санитарно-защитной зоне кладбища.

Однако в администрации Ульяновска вообще не согласны с обязательством об определении санитарно-защитной зоны вокруг кладбища, так как считают его закрытым для новых захоронений. Сейчас, как пояснили «Известиям» в администрации, на решение районного суда направлена апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд.

Парасоцкая замечает, что законодательство о санитарно-защитных зонах кладбищ в России исполняется с переменным успехом.

— Ключевой проблемой в этой ситуации является тот факт, что далеко не во всех муниципальных образованиях определены границы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, на которых располагаются кладбища, — отметила она. — Либо на кадастровый учет поставлены земельные участки, площадь которых значительно меньше фактической площади, занимаемой кладбищем. В таком случае установить санитарно-защитную зону не получится, потому что неясно, где находятся границы кладбища. Решение этого вопроса является задачей местных чиновников.

Эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук замечает: существование старых кладбищ в черте городов обусловлено историческим процессом расширения городских границ — кладбища делали на окраине, а потом вокруг оказывалась жилая застройка. По идее, говорит он, есть способы кладбище не просто закрыть, а даже застроить.

В советское время была практика перезахоронений с кладбищ, расположенных рядом с монастырями, — говорит он. — Теоретически провести эксгумацию и закрыть кладбище муниципалитет вправе. Единой процедуры на федеральном уровне не предусмотрено. С принятием закона о комплексном развитии территории такие ситуации нельзя исключать, главное здесь, чтобы это сопровождалось уважением к усопшим и их родственникам, в целом к религиозным традициям.

Санитарно-защитная зона ЛЭП по СанПиН

Линии, находящиеся под напряжением создают электромагнитные поля, являющиеся фактором воздействия на окружающую среду и организм человека. С целью уменьшения этого влияния вдоль ЛЭП устанавливаются санитарные разрывы, ширина которых связана с величиной напряжения. Санитарно-защитная зона по СанПиН устанавливается перпендикулярно по обе стороны от крайних проводов высоковольтных линий (с учетом их проекции на землю).

Напряжение, кВ Размер СЗЗ, м
1. 330 20
2. 500 30
3. 750 40
4. 1150 55

Санитарно-защитная зона котельной

Размер СЗЗ для котельных установок по СанПиН в 2023 году определяется исходя из их тепловой мощности и типа топлива.

Тепловая мощность, Гкал Тип топлива Размер СЗЗ, м
1. ≥200 Мазутный, угольный 500 (класс II)
2. ≥200 Газо-мазутный (в качестве резервного), газовый 300 (класс III)
3. Все виды топлива 100 (класс IV)

Выбор территории для захоронений

Размещение нового кладбища по традиционному и по смешанному способам захоронения рекомендуется в зоне пригорода или в границах ландшафтных городских территорий. При этом должно выполняться строгое соблюдение нормативов экологической и санитарной защиты. На территории населенных пунктов (селитебной) разрешается сохранять и продолжать использование существующих и закрытых кладбищ – с погребальными урнами в результате кремации.

Подбором земельного участка для захоронений и его подготовкой занимаются городские службы (комитет по архитектуре совместно с представителями отдела жилищно-коммунального хозяйства). Проект должен быть согласован с экологической службой и санитарно-эпидемиологическими органами, утвержден и внесен в генеральный план развития соответствующего поселения на определенный период.

Генеральный план со временем устаревает, создание новых захоронений может быть запрещено, крематорий переоснащен, гидрогеологические условия воспрепятствуют распространению загрязнений.

Это означает, что изначально установленная СЗЗ может стать неактуальной и заинтересованные лица могут предложить ее сокращение.

1. Тепловые электростанции (ТЭС) эквивалентной электрической мощностью 600 мВт и выше, использующие в качестве топлива уголь и мазут, относятся к предприятиям первого класса и должны иметь СЗЗ не менее 1 000 м, работающие на газовом и газомазутном топливе, относятся к предприятиям второго класса и должны иметь СЗЗ не менее 500 м.

2. ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе, относятся ко второму классу с СЗЗ не менее 500 м, работающие на газовом и газомазутном топливе (последний — как резервный), относятся к предприятиям третьего класса с СЗЗ не менее 300 м.

3. Минимальная СЗЗ от золоотвала ТЭС должна составлять не менее 300 м (третий класс) с осуществлением древесно-кустарниковых посадок по его периметру.

4. При установлении минимальной величины санитарно-защитной зоны от всех типов котельных тепловой мощностью менее 200 кГал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, необходимо определение расчетной концентрации в приземном слое и по вертикали с учетом высоты жилых зданий в зоне максимального загрязнения атмосферного воздуха от котельной (10-40 высот трубы котельной), а также акустических расчетов. СЗЗ при расчетных значениях ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха в пределах ПДК в приземном слое и на различных высотах прилегающей жилой застройки не должна быть менее 50 м, если по акустическому расчету не требуется корректировки в сторону ее увеличения.

При наличии в зоне максимального загрязнения от котельных жилых домов повышенной этажности высота дымовой трубы должна быть как минимум 1,5 м выше конька крыши самого высокого жилого дома.

V. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам

91. Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее — качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков:

  • в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее — первая категория водопользования);
  • для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее — вторая категория водопользования).
Читайте также:  Стали известны сроки охоты на пернатую дичь весной 2023 года

В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.

92. В водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать:

  • сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов;
  • сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения;
  • неочищенные сточные воды водного транспорта;
  • пульпу, снег;
  • отходы;
  • нефтепродукты и нефтесодержащие воды.

Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения.

Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Биологические пруды для доочистки стоков должны быть организованы на участках со слабофильтрующими грунтами или с использованием гидроизолирующей защиты.

93. На водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей, запрещается молевой сплав древесины, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги.

94. Запрещается мойка транспортных средств в водных объектах и на их берегах, а также проведение работ, являющихся источником загрязнения вод, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

95. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс и удаление, в соответствии с нормами радиационной безопасности, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности населения.

96. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.

97. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

98. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны:

  • проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов;
  • контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;
  • своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.

99. Санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод.

100. Для орошения почвы в области питания подземных вод допускается использование сточных вод, отвечающих микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с правилами установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенными в приложении N 5 к Санитарным правилам.

101. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим закачку сточных вод в подземные водные объекты, оборудуются наблюдательные скважины, в которых должны контролироваться показатели, характеризующие химический состав закаченных сточных вод, выбранные с учетом правил установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенным в приложении N 5 к Санитарным правилам.

102. Производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект.

При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.

103. Место, периодичность отбора проб воды поверхностного водного объекта при осуществлении производственного контроля водопользователями устанавливаются в зависимости от функционального назначения контролируемой зоны:

  • в местах расположения водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения — в соответствии с приложением N 4 к Санитарным правилам;
  • на водных объектах в местах массового отдыха населения и рекреационных зонах в период использования водного объекта для купания — по микробиологическим показателям — один раз в 10 календарных дней; по органолептическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям — один раз в месяц.

IX. Санитарно-эпидемиологические требованиям к осуществлению санитарной обработки лиц без определенного места жительства и их вещей

148. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, должны проводить производственный контроль.

149. Размещение санпропускников в жилых и общественных зданиях, а также на расстоянии менее 50 метров от территории жилых домов запрещено.

Допускается размещение санпропускников для обработки лиц без определенного места жительства при медицинских организациях при соблюдении требований, предъявляемых к медицинским организациям.

150. Структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность пересечения лиц, одежды, материалов, прошедших и не прошедших санитарную обработку, а также потоков лиц, не имеющих инфекционных заболеваний, с лицами, имеющими инфекционные заболевания или подозрения на инфекционные заболевания.

Санпропускники должны иметь две зоны, изолированные друг от друга.

151. В санпропускниках должны быть:

  • туалеты (раздельные для посетителей и персонала);
  • раздевалки;
  • душевая;
  • комната личной гигиены женщин;
  • кладовые чистого и грязного белья;
  • помещение для дезинфекции одежды и обуви;
  • постирочная;
  • хозяйственные помещения;
  • помещения для персонала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *